Джордано Бруно был сожжен 17 февраля 1600 года в Риме на площади Роз (Кампо-деи-Фиоре). Спустя много лет, в 1889 году, на месте казни ему был воздвигнут памятник. В научно-просветительской советской историографии он был назван одним из ярких представителей эпохи позднего Возрождения. Однако надо понимать, что истина пробивает себе дорогу странными путями. Кто же такой был Джордано Бруно?
Перед нами не предстает некий интеллигент-ученый, вполне себе человек своего времени, живущий по законам и обстоятельствам этого времени. Безусловно, он был католическим священником, монахом-доминиканцем, философом-пантеистом, поэтом, приверженцем герметического знания и эзотериком. Многие годы он провел в скитаниях по Европе, жил в Швейцарии, во Франции, в Англии и Германии. И когда ему было 52 года, он сформировался как типичный средневековый католический философ. Обширная преподавательская деятельность, а также изучение древнегреческих трудов привели его к заключению о бесконечности Вселенной, бесконечности планет, солнц и человечеств. Был поставлен вопрос о пересмотре священных догматов Ветхого и Нового Заветов. Это сделало его еретиком в глазах многих преподавателей европейских университетов. Он не мог не увлечься идеями Коперника, Мартина Лютера и проповедовал их на своих лекциях. Фактически это была духовная революция человека традиционного общества, пронизанного мистикой, эзотеризмом и самыми последними научными открытиями. Все это вступило в противоречие с его представлением о социальном устройстве средневековой Европы. Пропитанный тайными учениями мутный взгляд тем не менее разглядел будущее научного познания мира и стал предшественником системы Декарта и Галилея.
После многочисленных скитаний в 1591 году Джордано Бруно принял приглашение просвещенного венецианского аристократа Джованни Мочениго обучать искусству памяти и философии. Но уже через год по доносу этого аристократа он был передан католической инквизиции и перевезен в Рим. Более восьми лет Бруно провел в тюрьмах, не соглашаясь отказаться от своих философских убеждений. Он был лишен сана священника и отлучен от церкви. Его передали светским войскам с предложением подвергнуть его наказанию без пролития крови, что означало сжигание живьем. До последней секунды он утверждал: «Я умираю мучеником, добровольно, и знаю, что попаду в рай». На 400-летие смерти Джордано Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно печальным эпизодом, но тем не менее даже в 2000 году действия инквизиции были признаны верными.
Безусловно, Бруно не был ученым-просветителем — он был эзотериком, мистиком, и казнили его не за научные убеждения, а за оспаривание догматов церкви. Тем не менее в веках он остался символом новых веяний, которые несла в себе эпоха Возрождения и Реформации.
Так называемая цивилизованная Европа, сжигавшая на кострах ведьм, унижавшая женщин, торговавшая африканским народом и уничтожавшая американках индейцев не как людей, а как товар, до сих пор убеждена в своей цивилизационной деятельности. Но она до сих пор не покаялась за тот фашистский ужас, что нанесла планете. Никто и никогда так не насиловал свободомыслие, ценности других людей и культуру. Так называемое бремя белого человека остается в святцах самой «цивилизованной» части мира.