Феодосия содрогалась, как от ударов ноябрьского шторма, близкие родственники и старые друзья спорили друг с другом до хрипоты и никак не могли прийти к общему согласию. Еще бы! Гордость уединённого приморского города, знаменитый живописец Иван Айвазовский оказался ревнивцем и домашним тираном. Юлия Айвазовская, урожденная Гревс, обратилась с прошением к самому государю Александру II, со слезами доказывая свою невиновность и описывая приступы ярости, в которые впадал её знаменитый муж.
Но Иван Константинович был неумолим, обвиняя супругу в сговоре с домашним врачом, который якобы был её любовником и без зазрения совести очернял соперника, лишь бы выговорить преступницу. "Она худеет и чахнет, изводится от болей и пугается собственной тени? - повторял он. — Всё это выдумки, капризы избалованной барыньки или муки нечистой совести. Она страдает за свои грехи".
Любовь художника
А ведь всё начиналось как в сказке: дочь придворного врача, молоденькая гувернантка Юлия Гревс выходила замуж за знаменитого художника, которого, как говорилось в те времена, поцеловал сам Бог. Она охотно уехала вместе с ним из блистательного Петербурга в провинциальную Феодосию, родила за 12 лет брака четырёх дочерей и безропотно подчинялась родственникам Ивана Константиновича, особенно по-восточному деспотичной женской половине его семейства. А её супруг словно помолодел, глядя, как молодая жена то помогает ему в раскопках причерноморских курганов, то составляет опись драгоценных находок, то ведёт переговоры с заказчиками.
"Я влюбился как юноша, нет, как истинный художник", - рассказывал он своим друзьям, чувствуя, что бесконечно счастлив. Его не смущала ни разница происхождения и воспитания, ни скоропалительность заключения брака, которому предшествовали, лишь, две недели ухаживания. И вот - роковой разрыв, который произвёл даже на ближайших друзей семьи Айвазовских впечатление грозы среди ясного неба.
"Она сведёт меня с ума!"
Рассказывали, что поводом к первой супружеской ссоре стало нежелание Юлии жить в Феодосии. Девочки взрослели, через несколько лет их предстояло вывозить на балы и искать им подходящую пару, а в глухой провинции они рисковали остаться старыми девами.
Иван Константинович считал доводы Юлии проявлениями её тщеславия, заставлявшего её вместе с девочками отправляться то в Петербург, то в Одессу, оставляя его в тоскливом одиночестве. Зачем она посещает лавки ювелиров и модные магазины? Несомненно, для того чтобы выбирать там обновки, транжирить, загоняя его в долги! Ведь она не знает, как редко приходит к художнику вдохновение, и считает, что писать картины так же легко, как набросать любовный сонет или бренчать модные песенки на рояле - раз, два и готово!
Заклятые враги под одной крышей
День за днем, месяц за месяцем жизнь супругов, которых удерживала вместе, лишь, нерасторжимость церковного брака и забота о судьбах детей, становилась всё невыносимее, напоминая не то сводки полицейской хроники, не то сценарий современного фильма ужасов. Юлия рассказывала, как разъярённый муж то кидался на неё с бритвой, то тряхнул её так, что вывихнул руку.
Её показания подтверждали не только известный одесский врач Илларий Гроховский, приглашенный обследовать измученную и нервную пациентку, но и вице-губернатор Таврического края Адриан Солнцев, знакомый с четой Айвазовских. Страдания Юлии дошли до крайности - один только вид написанного мужем письма вызвал у неё восьмидневный паралич левой ноги, заставившей передвигаться в кресле на колёсах.
Конец сказки
Наконец, почти через 30 лет после заключения брака, когда уже не было в живых многих свидетелей первых счастливых лет семейной жизни Айвазовских, художник даёт Юлии развод и солидное по тем временам содержание в 300 рублей в месяц.
Несколько лет Айвазовский проведёт в одиночестве, чуждаясь женщин. А в следующий раз он женится в 67 лет на прекрасной вдове-армянке, которая была на 40 лет младше своего именитого мужа.
Рассказывали, что Иван Константинович встретил свою Анну Никитичну во время похоронной процессии, когда она шла за гробом своего первого мужа, богатого феодосийского купца.
Они прожили 18 лет в любви и согласии, никогда не расставаясь, а после смерти Ивана Анна Никитична была 25 лет верна памяти мужа, упорно отказываясь выходить замуж.