Итак, 9 мая 1944 года. При выходе их бухты советская артиллерия с Северной стороны разгромила конвой Parsival (об этом было в предыдущей статье). Ирония заключается в том, что скромные армейские артиллеристы потопили почти столько же немецких кораблей, сколько весь флот за месяц (ну, может, чуть меньше, но все же...)
Но это была не единственная немецкая потеря.
Поврежденный 04.05.44г. торпедой UJ-104, получил попадания бомб. При этом, противник четко указывает, что охотник находился в Севастопольской бухте, и погиб вместе с экипажем, его остов выбросило на пляж. Кто добил остатки большого немецкого охотника за подводными лодками,, сказать сложно...
В этот день командующий флотом Ф.С.Октябрьский приказал:
"С рассветом 13-й пикировочной и 11-й Новороссийской ... (текст приведен ниже на фотокопии)
Попробуем проанализировать флотские документы. По советским данным, с 12.23 до 16.23 девять бомбардировщиков 13 гв. бап вылетали для удара по судам-ловушкам, но вернулись без результата. На обратном пути, в 15 часов, вроде бы как атаковали одиночную баржу и потопили ее.
С 17.35 до 19.15 18 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении восьми Як-9 (6-й гв. иап) летали на уничтожение БДБ, но не обнаружили их.
В 18.32 пять Пе-2 (40 бап) в сопровождении 10 истребителей атаковали 8 БДБ, вроде бы как одна баржа потоплена, одна повреждена. По данным противника в 17.30 (18.30) был атакован конвой «Tanne» (8 БДБ). Противник отмечает атаку 5 пикирующих бомбардировщиков и 2 истребителей. Сброшено 30 бомб. Потери не отмечены.
После этого, в 18.42 14 самолетов Ил-2 (47-й шап) в сопровождении 12 Як-9 атаковали конвои в бухте Камышовая. По докладам экипажей потоплены транспорт 4 тыс. т. и БДБ повреждены транспорт 2 тыс. т. и БДБ.
В 20 часов торпедоносцы Ил-4 (3 самолета 5-го гв. мтап) охотились за кораблями противника, один Ил-4 в 22.05 атаковал конвой из 10 БДБ, второй в 22.30 атаковал конвой из 4 БДБ (в донесении указаны координаты). Со слов экипажей потоплены две БДБ. Но, в указанных районах, по идее, конвоев не было.
В 19.15 катера № 351, 353 СМ-3 (1-я бригада) при поддержке СКА № 082 и 0612 в 23.10 атаковали конвой (10 БДБ 3 малых буксира, в охранении 3 сторожевых катеров). По советским данным, катера потопили четыре БДБ, данные эти подтвердить тоже не удалось.
В 18.45 из Констанцы на Севастополь вышел конвой «Reicher» в составе 4-х БДБ, «AF-54», транспортов «Theben», «Geiserich» и двух охотников, но 10.05. Часть конвоя в составе «AF-54», «Geiserich» и двух охотников, по погодным условиям вернулась в Констанцу. Движение продолжили только «Theben» и 4 БДБ
В 20.15 из Констанцы на Севастополь вышел конвой «Prophet» («Пророк») в составе транспортов «Danubius», «Helga», «Tissa», «Grafenau», «R-166» и 6 БДБ
В 22.00 из Констанцы на Севастополь вышел конвой «Fliege» («Муха») в составе буксира «Lobau», 3 БДБ и трех катеров.
В 21.30 в Констанцу из Севастополя вошли остатки конвоя «Sparta» (KT-18, Uj-105) доставившие 250 раненых, 407 солдат, 58 человек персонала. Нападений на конвой не было.
В Констанцу вошел конвой из 8 БДБ, вышедший 08.05. из Севастополя, который доставил 989 раненых, и 496 солдат.
Остатки разгромленного конвоя «Parsival» вышли из Севастополя в Констанцу в 20 часов (21.00). Однако, вскоре после выхода конвой потерял лихтеры «BW-01» и «Var». Как указывает противник, они были потоплены артиллерией и попаданиями бомб «…вскоре после выхода».
Сопоставление данных из различных источников, позволяет предположить, что лихтеры были потоплены армейской ночной авиацией. Потому как флотские в это время не летали.
Движение продолжили «Amsel», «Schif 19», а, так же корабли, эвакуируемые из Севастополя: 7 БДБ, 2 охотника, 6 тральщиков, один катерный тральщик-«раумбот», артиллерийская баржа «МАL-2», 3 буксира, и «FW-20».
Итог дня: по данным справочника в течение 8-го и 9-го мая потоплены:
8 мая
"лихтер Эльба-5 (1200 т), (Elbe-5) 1188 т, 500 брт потоплен вост. Констанцы, торпедой ПЛ Щ-202", по другим данным, потоплен ТКА №304, №344 и СМ-3 Ну, вот и ответ на один из вопросов.
В ночь 8/9 мая лихтер "Вестуля" (1200 т), Севастополь, б/ав. / VISTULA, ок. 500 брт
9 мая
-тнк Продромос (Prodromos б. норв. Porteur) (1907/877 брт), р-н Севастополя, бомба, потоплен авиацией.
-каботажный транспорт Инга, р-н Севастополя, бомба, потоплен авиацией.
-груз. мотобот Хелла, р-н Севастополя, бомба, потоплен авиацией.
-сейнер Надя, р-н Севастополя, бомба, потоплен авиацией».
Данные по этим кораблям ошибочные, они прибыли в 11.05.44г. (в 13.35) в Констанцу. Немцы указывают это в своих документах. В справочнике ошибка.
Немецкие документы потопление кораблей Инга и Надя с русскими экипажами не отмечают, зато в дополнение к справочнику дают потопленными буксир «Gunther», лихтер «Bessarabia», «UJ-2313», «BW-01» и «Var». Указывая, кроме того тяжелое повреждение охотника «UJ-2314». «Раумбот» «R-207» таранил гидросамолет Do-24, получив пробоину ниже ватерлинии.
М.Морозов: «Любопытно отметить, что в последних публикациях германских историков (8-й том справочника Э.Гренера и «Успехи подводных лодок стран союзников 1939-1945 гг» Ю.Ровера) гибель обоих охотников отрицается «Uj 2313» даже якобы стал трофеем американцев!). И это несмотря на тот факт, что они прямо указаны как потерянные в «Окончательном докладе об эвакуации крепости Севастополь», составленном адмиралом Бринкманом 23.05.44 г. и хранившемся до недавнего времени в одном из военных архивов ГДР. По другим данным дошел до порта, но был признан непригодным для восстановления».
Во всех немецких документах по этому охотнику четко указано, что он погиб в Севастополе и причина гибели «… Durch Ari-Treffer in Totalverlust », т.е. «…Полностью потеряны в результате артиллерийского попадания».
В 22.50 (23.50) из Констанцы на Севастополь вышел конвой «Pioner» (3 охотника, «Dresden») К ним присоединились 4 десантных пионерных бота и 8 штурмовых катеров, но по погодным условиям, эти плавсредства были вынуждены повернуть обратно.
В 23.15 (0.15) вышел конвой «Ovidiu» (плавбаза «Romania», КТ-25, UJ-110, румынский эсминец «Regele Ferdinand») груз – 75 т. боезапаса.
9 мая вечером советская артиллерия взяла под обстрел аэродром на мысе Херсонес. Командующий 1-м авиакорпусом генерал Дайхман, вечером того же дня отдал приказ своим последним 13 истребителям возвратиться в Румынию. Конвои оказались без прикрытия с воздуха, т.к. зенитная артиллерия прикрывала их только на стоянке. И, только после этого, авиация ЧФ заработала в полную силу.