Найти тему
СКФУ

О Дне российской науки рассказал на радио первый проректор СКФУ

В День российской науки первый проректор Северо-Кавказского федерального университета Андрей Лиховид стал гостем на Радио «МИР» Ставрополь.

В прямом эфире радиопрограммы гость Андрей Лиховид обсудил с ведущим актуальные на сегодня темы – престиж и популяризацию науки, научно-технические открытия и опытно-конструкторские разработки России, а также перспективы для профессии ученого, в том числе в стенах нашего университета.

Напомним, что 2021 год был объявлен Годом науки и технологий, а в 2022 году стартовало Десятилетие науки в России. Повышенное внимание к этой сфере также подтверждают новые инструменты, благодаря которым развивается наука в университетах, – гранты и стипендии, федеральные целевые программы и мегагранты по постановлениям.

Фото: Илья Хачатурян
Фото: Илья Хачатурян

И как отметил первый проректор СКФУ, чтобы выйти вперед в этом теперь уже рыночном распределении финансовых ресурсов, необходимо проявлять талант и по-настоящему «вкалывать».

– Разумеется, за последние годы мы наблюдаем ясный сигнал, что все-таки наука – это движущая сила социально-экономического развития общества. Без сильной, прогрессивной науки любая страна будет зависима и в интеллектуальном, и в технологическом плане от тех государств, где наука будет более продвинутой. И мы, конечно, должны помнить, что вся работа ученых в конечном счете призвана улучшить качество жизни людей, поэтому отставать нам ни в коем случае нельзя, – рассказал доктор географических наук, кандидат биологических наук, профессор Андрей Лиховид.

Он также объяснил, что необходимо разделять понятия «наука» и «опытно-конструкторские разработки», несмотря на их прочную взаимосвязь. Вопреки обывательскому представлению об «очкарике», который не выходит из лабораторий и не говорит на человеческом языке, наука не является чем-то отстраненным и свойственным лишь элитам. По его словам, наука – это экосистема продуктов, явлений, вещей, событий и людей, которых невозможно отделить друг от друга. И если бы не было этого возвышенного, мечтающего «очкарика», то не было бы получено новое знание, которые выразится в полезных для всего общества технологиях.

Помимо этого, в эфире были подняты вопросы престижа профессии ученого и заинтересованности молодежи в науке. Андрей Лиховид объяснил, что престиж – это и внутренняя удовлетворенность людей, и общественное мнение. И если с первым аспектом в России все в порядке, то взгляд людей на науку – это многоуровневая проблема. Общественный дискурс по поводу профессий интеллектуальной сферы ведется не один десяток лет, и он очень широкий и многогранный, однако уважение к профессии ученого и его работе всегда было, есть и будет.

Фото: Илья Хачатурян
Фото: Илья Хачатурян

Первый проректор СКФУ также считает, что заставить быть ученым невозможно.

– Школьника и студента необходимо мотивировать к любви – любить учиться, получать знания, стремиться к высоким результатам своего дела. Быть ученым – это своего рода хобби: наукой надо жить, чтобы заниматься ей 24 часа в сутки и не выгорать. Если «заставлять» себя быть ученым, то ты застопоришься на этапе лаборанта и дальше не продвинешься в большую науку, – ответил Андрей Лиховид.

Отметим, что на сегодняшний день среди научно-педагогических сотрудников СКФУ доля молодежи составляет более 50%, их возраст не превышает 39 лет. Дополнительно к этому наш университет обладает наимощнейшей и наисовременнейшей приборной базой для научных исследований, которые помогают выполнять нужды Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа.

По материалам: Радио «МИР» Ставрополь