Найти тему

"Крест – хранитель всей Вселенной". Часть 2. Нательные кресты

Нательные кресты IX - XX веков. Фото автора.
Нательные кресты IX - XX веков. Фото автора.

Первая часть статьи:

"Крест – хранитель всей Вселенной": наперсные кресты
Записки праздного краеведа3 февраля 2023

Согласно Повести временных лет, крест пришёл на Русь из Византии вместе с Христианской верой более 1000 лет назад. По кресту, с относительной лёгкостью, возможно определить сроки распространения Христианства на территории бывшего Клинского уезда. Отчасти это просматривается по формам и особенностям изображений на кресте, способам и объёмам его изготовления.

Нательные кресты отличают от наперсных крестов небольшой размер, незатейливость иконографии, и, как правило, довольно низкое качество изготовления. Несмотря на это, к нательному кресту всегда относились с особым вниманием, сберегая его на протяжении многих лет. Получаемый при крещении нательный крест, изредка заменяясь на новый, сопровождал Христианина всю жизнь и зачастую передавался по наследству из поколения в поколение. Как семейную реликвию, многие клинчане до сих пор бережно хранят крестики своих прабабушек и прадедушек.

Нательные кресты часто терялись, о чем свидетельствует большое количество находок не только в местах существующих или существовавших ранее поселений, но и в пределах их округи: в местах купания, рыбной ловли, гуляний и т.д. Чаще всего обрывался льняной шнурок – гайтан, на котором носился крест, хотя иногда встречаются кресты, у которых от многолетнего ношения перетёрто нитью ушко.

Работа мастеров-старообрядцев

Наибольшее распространение получил двухсторонний четырёхконечный крест, богато украшенный растительным орнаментом. Своей формой он напоминает дубовый листик, за что и получил соответствующее обиходное название. Благодаря обилию декора, этот крест отнесён специалистами к категории "женских" крестов. На его лицевой стороне помещено рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста с копием и тростью по сторонам. На оборотной стороне начертан текст псалма 67 в староверческой формулировке "Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…". Оглавие выполнено в виде бусины с тремя венцами, символизирующими Святую Троицу.

Чуть реже встречается четырехконечный крест с рельефным изображением восьмиконечного Голгофского креста на лицевой стороне и текста псалма 67 – на оборотной. Существует два варианта оглавий данного креста – в виде бусины или же плоского ушка, оба с тремя венцами вверху, символизирующими Святую Троицу. Благодаря строгости форм и отсутствию декора, специалистами этот крест отнесён к категории "мужского".

Нательные кресты приведенных выше типов в XVIII – начале XX века являлись массовой продукцией старообрядческих меднолитейных мастерских. Часто почти не обработанные, сохранившие литьевые заусенцы, они изготавливались пудами и широко расходились в народе. Встречаются они повсеместно и чрезвычайно многочисленны. В начале XX века мастера отпускали такие кресты торговцам по цене от одной («младенческие», самые маленькие крестики) до пяти копеек за штуку (самые крупные, размером 52 на 28 мм.), с эмалевым украшением – чуть дороже. Таким образом, кресты стоили около 60-80 рублей за пуд, тогда как пуд меди стоил примерно 10 рублей.

Хотя большинство подобных крестов – бронзовые, изредка встречаются и серебряные, которые стали чеканить в начале ХIХ века. До нас дошли кресты, завезённые от мастеров серебряных дел из Костромской губернии. Например, от Грусливова Евгения Моисеевича в 1890-х годах, из села Красное, а также от других, из Красносельской и Сидоровской волостей этой губернии.

Из нательных крестов, относящихся к новому времени, заслуживает внимания четырёхконечный крест с прямоугольными концами и лучистым венцом вокруг средокрестия. На его лицевой стороне помещён рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Этот тип креста – своего рода рекордсмен: существует около 15 вариантов исполнения. Оглавие, как правило, имеет вид плоского ушка, но зачастую бывает выполнено в виде бусины. Данный тип креста сформировался во второй половине XVII века и широко бытовал на Руси вплоть до начала XVIII века. Литьё столь сложной формы требовало от мастера опыта в изготовлении ажурных предметов, так как она включает в свой образ четыре сквозных отверстия, не считая поперечного пятого, под ушко для шнура. Вероятно, тонкость работы и внешняя притягательность способствовали долгому и бережному их ношению, так как большинство подобных крестов сильно потёрты.

Тверские и Старицкие изделия

Знакомству со средневековыми нательными крестами помогает четырёхконечный крест с прямоугольными лопастями. В средокрестии лицевой стороны, в углубленном крестообразном ковчежце, расположено рельефное изображение Спаса Нерукотворного. В боковых оконечностях находятся поясные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова. На нижней оконечности – поясная фигура Николая Чудотворца. На оборотной стороне в крестообразном ковчежце расположено рельефное ростовое изображение Архангела Михаила с поднятым мечом в правой руке. Вместо оглавия на кресте имеется сквозное отверстие, что характерно для мелкой пластики Твери и Старицы конца XIV – начала XVI веков.

Характерной особенностью четырехконечного креста с расширениями на концах древа является килевидное завершение нижней оконечности. В его центре помещён восьмиконечный Голгофский крест с венком в средокрестии. Внешне эта форма кажется хрупкой и на деле не очень устойчива к механическим воздействиям. Такой крест часто заменяли новым в связи с поломками. Этот крест относится к типу, широко распространенному в XV-XVI веках на тверской земле и прилегающих территориях.

Крохотный, но очень интересный крест, датируемый XIV-XVI веками, несет на себе рельефное изображение Великомученика Никиты, побивающего беса. Аналогичные кресты имеются во всех более-менее крупных музейных собраниях, но сюжет, несомый этим крестом, ставит его в ряд замечательных произведений древнерусского литья.

Раннесредневековые и домонгольские кресты

Еще одним ярким представителем средневековых крестов является четырехконечный равносторонний крест с дугами и трёхлепестковыми криновидными лопастями (нижняя лопасть, к сожалению, утрачена). В средокрестии помещён рельефный ромбик, концы креста орнаментированы едва различимыми шариками ложной зерни. Оглавие имеет вид бусины. Этот крест воспроизводит в упрощённом виде облик крестовидных привесок «скандинавского типа» XI – начала XII веков и является ранним образцом так называемых «процветших» крестов, широко распространённых в XII-XV веках. Гипотетически его можно датировать домонгольским временем. Типологически близкие кресты известны на раннесредневековых памятниках, таких как Старая Рязань, Суздаль, Новгород, Тверь и Старица. Аналогичные кресты были обнаружены в Восточной Латвии. Это свидетельствует о широких торговых связях средневекового Клина.

И, наконец, древнейший нательный крест, датируемый XI-XIII веками, также небольшого размера: всего лишь 25 на 19 мм. Про этот крест, сыгравший немаловажную роль в уточнении даты рождения Клина, было сказано многое. Поэтому ограничимся лишь несколькими словами. По мнению доктора исторических наук А.К. Станюковича, данный крест «относится к не часто распространённому типу древнерусских нательных крестов с кругом в средокрестии и уплощёнными профилированными концами». Похожие кресты существовали в тульских, суздальских, ярославских, московских, владимирских и новгородских землях.

Конечно, небольшой объём статьи не может вместить и сотой доли того, что может поведать простой нательный крестик, вместивший в себя многовековую историю становления Православия не только на необъятных просторах Руси, но и на Клинской земле. Именно поэтому так важно сохранять то, что завещано нам от наших далёких предков. Люди должны не только ходить в храм, но и знать историю своей веры.

Примечание: сокращённая версия статьи опубликована в газете "Серп и Молот" от 11 сентября 2018 г. Понравилась статья? Подпишитесь на канал: вам не сложно, а автору приятно.