Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1947 ГОД

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Фантастика становится все более мирной. Авторы все смелее заглядывают не только в будущее, но и в далекое прошлое. Несмотря на то, что господствующей разновидностью остается производственная или фантастика «ближнего прицела», в печати то и дело появляются произведения выбивающиеся из этого прокрустова ложа.

Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Звездные корабли". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Звездные корабли". Изображение взято из открытых источников

ЗВЕЗДНЫЕ КОРАБЛИ

Журнал «Знание — сила» публикует с продолжениемповесть Ивана Ефремова «Звездные корабли». На первый взгляд это старая добрая палеонтологическая фантастика. Советскому палеонтологу Шатрову попадает удивительная находка, сделанная его китайским коллегой — это затылочная кость крупного хищного ящера, пробитая неизвестным орудием. В результате долгого поиска и ряда случайных открытий удается обнаружить необыкновенный череп, а затем и артефакт внеземной цивилизации, в виде металлического диска с изображением головы инопланетянина, который посетил нашу планету семьдесят миллионов лет назад.

Заставка журнальной публикации. Изображение взято из открытых источников
Заставка журнальной публикации. Изображение взято из открытых источников

«Давыдов извлек из шкафа широкий лоток.

Перед Шатровым оказался странный темно-фиолетовый череп, покрытый орнаментом из ямок и бороздок, углубленных в кость. Мощный костяной купол — вместилище мозга — был совершенно подобен человеческому, так же как и огромные глазные впадины, направленные прямо вперед и разделенные узким костным мостиком переносицы. Вполне человеческими были и круглый, крутой затылок, и короткая, почти отвесная лицевая часть, ушедшая под огромный, надвинутый на нее лоб. Но вместо выступающих носовых костей была треугольная ямка. От основания ямки верхняя челюсть, клювообразная, слегка загнутая вниз на конце, резко выдвигалась вперед. Нижняя челюсть соответствовала верхней и также не имела ни малейшего следа зубов. Ее суставные концы упирались почти горизонтально в ямки на концах широких отростков, спускавшихся вниз впереди круглых больших отверстий по бокам черепа, под висками...»

Обложка первого издания повести Петрония Гая Аматуни. Изображение взято из открытых источников
Обложка первого издания повести Петрония Гая Аматуни. Изображение взято из открытых источников

МАЛЕНЬКИЙ ЛЕТЧИК ПИРО

И все-таки эхо прошедшей войны все еще слышится в советской фантастике.

Петроний Гай Аматуни родился в 1916 году. Влюбленный в авиацию, будущий писатель в юные годы работает инструктором по авиамоделизму. А вскоре сам начинает летать на планерах. Во время Великой Отечественной Аматуни сначала служит в кавалерии, а затем направляется в летное училище, по окончании которого в 1944 году оставлен в нем в качестве летчика-инструктора. После войны служит в той же должности в ДОСААФ. Затем — летчиком в Ростовском авиаотряде «Аэрофлота», успешно сочетая полеты на «ИЛ-14» с литературным творчеством. Известность писателю принесли такие книги, как «Тайна Пито-Као» (1957), «Парадокс Глебова» (1966), «Чао — победитель волшебников» (1964). Несмотря на творческие успехи, писатель вел скромную жизнь. Скончался в 1982 году от разрыва аорты.

В 1947 году выходит повесть-сказка «Маленький летчик Пиро» (другое название — «Маленький летчик Пирр») Воккупированном фашистами Пятигорске, под Новый год мальчик Ваня рисует на замерзшем стекле девочку. Девочка оживает, говорит, что она внучка Деда Мороза, и ее зовут Елочкой. Елочка машет рукой и на столе у Вани и его дедушки появляются сладости. Потом из печки выпадает уголек, который превращается в человечка в летном костюме. Он сын Огня — Пиро. Понятно, что Пиро и Елочка тут же полюбили друг друга. Попавшаяся в мышеловку мышь дает влюбленным совет — Пиро до двенадцати ночи должен попасть к царю птиц — Симургу и тот объяснит, как сын Огня и дочь Мороза смогут быть вместе. Между тем, до полуночи остается несколько минут! А на улицах фашистские патрули. Пиро летит к Симургу на модели новейшего советского истребителя, которую Ваня сделал из полена. Пока Пиро ищет Симурга, Елочку забирают в гестапо. В конце концов Пиро и Елочка превращаются в нормальных людей и отправляются на фронт.

П.Г. Аматуни. Изображение взято из открытых источников
П.Г. Аматуни. Изображение взято из открытых источников

ПАТЕНТ «АВ»

Журнал «Огонек» публикует с продолжением роман Лазаря Лагина «Патент АВ». В вымышленной стране Аржантейе доктор Стифен Попф изобретает чудесный эликсир, позволяющий ускорить рост любого живого организма во много раз. Однако изобретение попадает в руки дельцов, которым вовсе не выгоден ускоренный рост домашнего скота. Они мечтают об армии послушных биомашин, о новом классе людей с телом взрослого и с разумом ребенка.

Обложка книги Лазаря Лагина. Изображение взято из открытых источников
Обложка книги Лазаря Лагина. Изображение взято из открытых источников

«Доктор Попф, широкоплечий, спортивного склада, сероглазый шатен, с открытым и в то же время чуть лукавым лицом, был примерно одного роста с Бамболи, но казался ниже его. Это объяснялось поистине необыкновенной худобой аптекаря. Непомерно длинные ноги, почти такие же длинные руки, длинное бледное лицо и длинные, прямые пепельные волосы, спускавшиеся редкими прядями на покрытый преждевременными морщинами лоб, — все это делало господина Бамболи почти уродливым, если бы не выражение искреннего доброжелательства, никогда не сходившее с его лица.

Вы очень удачно выбрали именно наш город, — прервал он наконец молчание. — Бакбуку предстоит великое будущее. Цены на землю все время растут.

Меньше всего помышлявший о спекуляции земельными участками, доктор все же счел целесообразным прикинуться приятно удивленным.

И потом, доктор, вам, конечно, повезло с домом, — продолжал аптекарь, — очень сухой, очень теплый, много воздуха и, прошу прощения, ни одной крысы.

Это не так уж страшно, — оптимистически отозвался доктор, — этого добра, надеюсь, здесь можно купить сколько угодно.

Вы это насчет домов? — осторожно осведомился господин Бамболи.

Нет, ответил Попф, — насчет крыс...»

Заставка журнальной публикации повести Леонида Платова. Изображение взято из открытых источников
Заставка журнальной публикации повести Леонида Платова. Изображение взято из открытых источников

ПТИЦА МАУК

Леонид Дмитриевич Платов (Ломакин) родился в 1906 году. В 1927 году окончил Харьковский институт народного образования. Начал работать в комсомольской печати, благодаря чему объездил всю страну. В 1938 году вышла его первая фантастическая повесть «Дорога циклонов», впоследствии наряду с другими вошедшая в книгу «Повести о Ветлугине». С сентября 1941 — военный корреспондент, сначала журнала «Пограничник», затем — газет «Красный черноморец» и «Красный флот». Из состава ВМФ уволен в 1946 году. Впечатления от службы на флоте помогли Платову создать роман «Секретный фарватер» (1963), который был экранизирован в 1986 году. Скончался писатель в 1979 году.

Иллюстрация к повести Леонида Платова "Птица Маук". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Леонида Платова "Птица Маук". Изображение взято из открытых источников

Киноповесть «Птица Маук» написана по мотивам романа Владимира Обручева «Земля Санникова».

«С полночи, то есть с середины зимы, Горюнов был уже на ногах. Неизвестно, что подняло его с одра болезни: целебные ли отвары Иерхо, или вдруг овладевший им азарт ученого-исследователя. Слишком много тайн было вокруг, чтобы оставаться в бездействии.

Почему на острове было тепло? Почему весна, по рассказам онкилонов, наступала тут значительно раньше, чем это было южнее, на материке? Почему здесь леса, тогда как в прибрежной тундре можно найти один лишь мох? Почему в этом удивительном мирке наряду с другими животными уцелел мамонт?

Что такое, наконец, эта Маук?

Странный культ ее пронизывал всю жизнь онкилонов. Зловещая Птица, распластав крылья, как бы незримо парила над островом.

Многое в культе окружалось особой, ритуальной таинственностью и было доступно только Рау и старейшинам, оставаясь под запретом для остальных членов племени.

Сам Нерхо, обычно словоохотливый и доброжелательно настроенный, на все расспросы о Маук отделывался угрюмыми обиняками.

Быть может, поэтому у Горюнова зародилась мысль, что, разгадав тайну Маук, он получит ключ ко всем остальным тайнам острова и сможет правильно ориентироваться в происходящем.

Он терпеливо соединял воедино разрозненные сведения о Маук...»

Л.Д. Платов. Изображение взято из открытых источников
Л.Д. Платов. Изображение взято из открытых источников

В следующем 1948 году Любимой Дочери Эпохи исполняется тридцать лет.