Добрейшего всем дня! Несмотря на то, что сама я рисовать совершенно не умею и, как показал недавний эксперимент, не имею желания этому учиться, живопись приводит меня в восторг. А к росписи по камушкам я отношусь с особым трепетом, это для меня что-то из разряда фантастики. Так что у работ нашей сегодняшней гостью и не оставалось ни одного шанса проскользнуть незамеченными.
Конечно же, я не могла не пригласить такого талантливого мастера к нам на канал, и сегодня вы тоже сможете оценить красоту и изящество ее творений. У нас в гостях Марина Васильева из Ростова-на-Дону.
Что было Вашим первым рукодельным увлечением?
Рукодельничаю с детства. От бабушки научилась вязать спицами, от тетушки – крючком, мама вышивала и много шила – ее пример стал основополагающим. Одно время я даже цветы из ткани делала.
Но если говорить об изготовлении бисерных украшений, то «заболела», увидев в сети браслет-жгут со змеиным принтом, связанный из бисера. Сначала хотела купить, потом сказала себе «Стоп! Если это кто-то сделал, то и я смогу!», и полезла в ютуб. Было это в 2014 году.
То есть первым украшением, которое я сделала своими руками, был бисерный жгут. Я завязала его скандинавским узлом и соорудила колье, дополнив бусинами; носила до недавних пор. Далее увлеклась плетеными браслетами, в завершении начального периода вышила первую брошь (сейчас смотрю на нее с улыбкой) и сделала для себя вывод : чтобы изделие выглядело действительно ювелирным – отказаться от «чеха» (чешский бисер стандартного 10 размера) и перейти на «японца».
А есть ли сейчас в Вашей жизни место для каких-либо иных рукодельных увлечений, кроме создания украшений?
Был период (в эпоху всеобщего дефицита), когда я много шила – и себе, и родным, и даже на заказ.
К сожалению, теперь почти не шью. Но иногда очень хочется – прям-таки трясучка начинается, руки просят поработать с тканью и за машинкой. Крайний раз такое желание вылилось в детский летний комбинезончик для внучатой племянницы.
Как в Вашу жизнь пришла лаковая миниатюра?
Очень хороший вопрос! Спасибо Вам за него.
Считаю, что на путь лаковой миниатюры меня вывела судьба! Сейчас поясню, и Вы поймете, что это не высокопарный слог.
По специальности, я – прикладной математик. Сопровождала программное обеспечение в одной крупной компании. Работа высокоинтеллектуальная и очень напряженная. Приходишь домой со смены – буквально дым из ушей валит.
Собственно, бисер стал тем занятием, которое помогало отключить после работы поток мыслей о формулах, функциях, алгоритмах. Иначе не могла заснуть.
Так вот, в 2017 году отдел, в котором я работала, было решено перенести в другой город – Самару (централизация, оптимизация и прочие радости). Некоторые ребята (мужчины) согласились на переезд, я же – отказалась. Мне оставался год до пенсии, это многое объясняет. Понятно, что устроиться в другую организацию по специальности было трудно. Сделав несколько неудачных попыток, я смирилась с тем, что придется становиться на учет в Службу занятости.
Как раз в этот момент вмешалась судьба: мне предложили место выше вертикали - в той же компании, но в Москве. От такого предложения я не могла отказаться.
Работая в Москве, вечерами продолжала заниматься бисером. Примерно в это же время в моей жизни появился инстаграм. Публикуя свои работы, благодаря интерфейсу сайта я познакомилась с творчеством других мастеров, узнала о мастер-классах, конкурсах, - то есть с головой окунулась в мир бисера и всего, что с ним связано.
В один прекрасный день увидела – о, чудо! – кабошон с живописью от Евгении Родниковой. А далее – дело техники: постепенно узнала других художников-миниатюристов, и, наконец, вышла на школу Светланы Беловодовой.
Тут надо сказать, что желание рисовать преследует меня с детства. Считалось (всеми), что у меня нет способностей. Но иногда меня «накрывало» этим желанием так, что я брала краски, кисти и ваяла, несмотря ни на что. Надо ли говорить, что за возможность поучиться у Светланы я ухватилась сразу? Решающим фактором оказался тот факт, что я находилась в Москве! Не судьба ли?!
Как Вы считаете, надо ли иметь какие-либо специальные навыки или образование для того, чтобы создавать действительно красивые украшения? Или же достаточно представлять будущее творение в голове и обладать упорством и аккуратностью?
Навыки нужны. Конечно, до каких-то вещей можно дойти и своим умом. Но, бывает, видя изделие, не всегда можно понять, каким образом оно изготовлено. Возьмите хотя бы Драконов Ксении Коробко – можно долго теоретизировать, как она их шьет, но еще никто не смог повторить. Ксения профессиональная вышивальщица: знает многие технологии, материалы, приемы. Конечно, опыт играет свою роль но уже во вторую очередь.
Кроме рукодельных навыков, пригодятся так же и базовые знания по композиции, сочетаемости цветов. Много информации можно найти в сети и дальше совершенствоваться самостоятельно. А можно пойти по пути покупки мастер-классов – то есть воспользоваться чужим опытом, но за деньги. Тут «каждый выбирает по себе». В любом случае, это будет лишь почва, на которой может вырасти (а может и не вырасти) ваша индивидуальность.
Какие украшения Вы считаете самыми удачными?
Наверное, для любого автора каждая работа – любимое, выпестованное детище. Выделить лучшие задача непростая. Попробую использовать другие критерии.
Первым назову кулон «Сердце в сердце». Я его сочинила абсолютно самостоятельно, еще не видя вариантов, которыми сейчас пестрит инет. Именно поэтому полую серединку в вышитом элементе, с подвеской в виде сердечка внутри – считаю своим ноу-хау.
Сердце - моя вторая работа, выполненная в технике вышивки бисером. И в сравнении с первой брошью (вызывающей сейчас улыбку), прогресс – разительный! Я отшила два таких кулона с некоторыми вариациями; оба нашли хозяек. С этих сердец берет начало моя любовь к ювелирной вышивке.
Поистине шедевральной стала работа, созданная специально для выставки украшений с лаковой миниатюрой в 2019 г. «Хозяин грёз полночных» - брошь-кулон с глазом Дракона, который написан на лабрадорите. Одна из Клиенток сказала, увидев его: «Это уже не украшение, а артефакт!»
Эскиз дизайна дался непросто: первый вариант меня смущал; более месяца ходила вокруг него, пока наконец не поняла, как именно нужно изменить. А отшила уже на одном дыхании. Выставочный экземпляр уехал за рубеж, но глаз Дракона по-прежнему сопровождает меня – выполнила на заказ еще несколько подобных украшений, а так же поселила «дракончиков» на кольца.
Вообще, Дракон – тот образ, который хочется обыгрывать снова и снова в разных ипостасях. Заметила, что Драконы привлекают не только меня. Какое-то мистическое воздействие оказывают они на человека! В продолжение темы родился «Город Драконов» - многоплановая миниатюра (здесь и Дракон, и пейзаж, и архитектура – и всё это на камне диаметром всего 52 мм). Над дизайном мучилась не долго – сложилось всё сразу. Использование авторской фурнитуры от Анны Черных подчеркнуло характер украшения.
А крайняя работа, участник выставки «Золотые руки России – 2023» замечательна тем, что побила рекорд по просмотрам на ютубе и ВКонтакте! Менее, чем за сутки ролик с пчелой на симбирците посмотрели около двух с половиной тысяч человек!
По сложившейся традиции «Гречишный мед» после выставки уезжает за рубеж, расширяя географию «поселения» моих «детей».
Расскажите о своих самых любимых рукодельных материалах для создания украшений.
Про японский бисер я уже упоминала. Но и он в последнее время кажется «крупным» для вышивки небольших деталей. В этом плане хорошо показывает себя чешская шарлотта – этот вид бисера можно отнести к микробисеру. К сожалению, у шарлотты нет такого разнообразия по оттенкам, как у других видов бисера. Кроме того, имеются технические трудности при работе с ним из-за его плохой калиброванности.
Далее: с появлением на нашем рынке канители и стразовой ленты стало возможным разнообразить фактуру вышивки. Вообще, фактура – чуть ли не главная задача в ювелирной вышивке. Чем она интереснее решена, тем эффектнее будет вид изделия в целом.
Всегда слежу за появлением новых материалов и пробую их в деле. Так, например, прикреплять кабошон на основе с помощью безели (тонкой фигурной ленты из проволоки) я стала чуть ли не первой в своем рукодельном круге.
Ну, и конечно, не могу умолчать о кабошонах из натуральных камней! Любовь к камням началась у меня много раньше любви к бисеру. Самый любимый камень – лабрадор. Но и писать на нем трудно, так необходимо максимально сохранить его природное сияние.
А с какими материалами работать не понравилось?
Не смогла полюбить бить (тонкие полоски из фольги), хотя имела на нее большие надежды.
Если украшение получается не так, как задумывалось, что Вы предпримете: будете переделывать до упора, оставите как есть или отправите упрямца на разбор?
По-разному. Иногда бьюсь до последнего. Например, кулон-брошь с кабошоном из кошачьего глаза мучила месяца два. Делала на заказ, и благодарна Клиентке за терпение. Эскиз мы согласовали быстро, а вот при вышивке не получалось создать интересный рисунок. Тот самый вопрос фактур. Пробовала разные варианты, несколько раз всё распускала. Результат превзошел даже мои ожидания – так полюбила это украшение, что не хотелось с ним расставаться.
Сталкивались ли Вы с критикой в адрес своих украшений и как на нее реагировали?
Вопрос из не очень приятных. И дело даже не в расхожей фразе, мол “художника обидеть легко”.
От рождения я – Дева. Люди этого знака мнительны, обидчивы, любят покритиковать других, но сами критику не выносят. Борюсь с этим всю свою сознательную жизнь. Научилась воспринимать конструктивную критику – она полезна (в отличие от неприкрытой лести), помогает сделать правильные выводы и, в конечном итоге, - совершенствоваться.
А вот мнение людей, которые сами никогда не возьмутся создать нечто подобное, а смелы только в суждениях, в большинстве случаев стараюсь не замечать.
Отдельно хочу сказать, что от клиентов всегда получаю только хорошие отзывы и восторги.
Какие три фильма или книги из числа своих любимых Вы можете посоветовать нашим читателям и почему?
Должна признаться, что я старомодна. И в книгах, и в фильмах люблю, чтобы был простор для мысли. Сейчас скажу гениальную вещь (родилась только что): настоящее искусство должно либо оглушать, ошеломлять, либо заставлять думать.
Современное кино в своем большинстве не дает зрителю времени на осмысливание – так называемый «экшен», когда еле успеваешь следить за цепочкой событий, когда множество трюков замещает собой события. Или наоборот – мыло – когда не смотрел ...надцать серий и ничего не потерял.
Поэтому люблю старые советские фильмы. Из числа любимых - “Девчата”, “Собака на сене”, “Не могу сказать прощай”, рязановские фильмы, и др. Могу смотреть их хоть в сотый раз: и поплакать можно, и подумать есть над чем.
В литературе, слава б-гу, встречаются отличные вещи и у современных авторов. Несколько лет назад открыла для себя Алексея Иванова. Его проза сложна, но герои восхищают, как и умение автора писать – всё зримо, читаешь, будто фильм смотришь.
Сергей Лукьяненко со своим "Черновиком" лишил меня дара речи буквально с первых строк. Закончила читать, а продолжала и продолжала думать...
В Сети можно встретить хороших авторов. Например, Никита Марзан на Проза.ру, - очень советую почитать.
А ещё люблю поэзию. Конечно, Пастернак, Бродский, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Мориц, - вне конкуренции. Но и здесь тоже у меня случались открытия: всем известные, но в других ипостасях - Филатов и Рязанов, а так же известный в узких кругах Егор Ченкин (Проза.ру).
Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.
Наверное, обе эмоции относятся к конкурсам.
Приятной неожиданностью было продать свою первую самостоятельную живописную работу и занять призовое место в конкурсе украшений с лаковой миниатюрой. До этого дня я ни разу не участвовала в рукодельных конкурсах и ни о какой победе даже не помышляла.
Случилось это осенью 2018 года. Такие конкурсы проводились ежегодно вплоть до 2022 года, но повезло единожды. Сработало правило “новичкам везёт”.
Колье "Красный цветок" заняло 2-е место на конкурсе украшений с лаковой миниатюрой "Вдохновение на чёрном" (Москва 2018 год)
"Нежность на ладони" - моя первая самостоятельная живописная работа (до этого писала только в классе под чутким руководством и непосредственным участием в работе наставницы Св. Беловодовой). Писала к тому же конкурсу 2018 г. К моему огромному удивлению, её купили прямо с выставки.
Ну, а неприятными моментом стал следующий конкурс – в 2019 году.
Свои шансы на победу я оценивала трезво, они были довольно высоки. Надеялась, предвкушала, но….
Позднее поняла, что в таких мероприятиях не хуже, чем при дворе короля, всегда имеют место кулуарные интриги, участники делятся на “своих” и “чужих”, у каждого члена жюри есть свои “любимчики” и т. д. Поэтому, я запретила себе чего-то ждать. Но работы на конкурс продолжала отправлять – ведь это способ объявить себя на большую аудиторию, привлечь новых клиентов.
Ваше пожелание новичкам в любой творческой сфере.
Ничего не бояться! Брать и делать (а не собираться годами)! Смело экспериментировать! Не стараться подражать другим, но обязательно следить за работами коллег по цеху, особенно тех, кто сильнее и опытнее, отмечать их успехи, новаторские идеи, замечать слабые стороны работы (чтобы не допускать подобное в своих); – насмотренность имеет очень большое значение для самосовершенствования.
Пожалуй, вот что нужно отметить обязательно: наилучший результат дает сотрудничество с другими мастерами – теми, кто работает с металлом или кожей. Покажу несколько таких работ и назову имена мастеров, с которыми у нас сложились добрые и плодотворные отношения. Особая благодарность им за то, что не боятся брать в работу лаковую миниатюру. А ведь с ней надо обращаться очень и очень деликатно…
1. Наталья Иванова из г. Владимира. Начинала с проволоки (техника wirewrap). За годы, что я ее знаю, выросла в настоящего ювелира, создает потрясающие украшения.
2. Ирина Рассказова из Оренбурга. Работает с кожей. Высококлассный специалист.
3. Ксения Крылова из г. Иваново. Создает украшения в технике Wire wrap
Вот и всё. Большое спасибо Вам за возможность высказаться, а читателям, не бросившим на середине это занятие – за терпение.
От автора. Для тех, кто хочет познакомиться творчеством Марины подробнее:
Ссылка на нельзяграмм: https://instagram.com/bijoux_de_marie
Ну а теперь - любуемся красотой!
#интервью #интервью с мастером #лаковая миниатюра #миниатюрная живопись #роспись по кабошонам #рукоделие #творчество