Найти тему
Призрачная редакция

Формалистический раек: 4 шедевра золотой эпохи советского кино

Кадр из фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»
Кадр из фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

Ну как, товарищи, начнем, что ли? Как бы ни коверкали цитату Владимира Ильича Ленина о кино, но он действительно прекрасно понимал, что молодому советскому государству нужен крепкий кинематограф. При этом вождь никогда не настаивал на максимально суровой цензуре и предлагал запрещать лишь контрреволюционные и откровенно похабные фильмы. Но у вождя были последователи.

Уже в 1920-е годы, когда советский кинематограф только начинал формироваться, оценка фильмов партийными деятелями имела очень важное значение. И все же пока они еще стеснялись совать свои носы в творческий процесс, и режиссеры позволяли себе многое из того, что в последующие десятилетия могло стоить им карьеры. А «буржуазный формализм» в искусстве еще не был подвергнут жесткому остракизму. 

1920-е годы — время экспериментов, новаторских решений и судьбоносных открытий, в дальнейшем оказавших влияние на весь мировой кинематограф. Именно тогда возникла знаменитая советская школа монтажа. Именно тогда были сняты легендарные фильмы «Броненосец Потемкин», «Человек с киноаппаратом» и «Мать». Именно тогда на авансцену вышли такие режиссеры как Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов и Борис Барнет, а также блестящие документалисты Дзига Вертов и Эсфирь Шуб.

И в этой статье мы хотим предложить вам четыре художественных фильма «золотой эпохи» советского кино, снятых ее знаковыми режиссерами, но не являющихся их самыми известными работами.

Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков (1924)

В этом фильме, снятом в стиле классических американских комедий того времени, Лев Кулешов попытался высмеять существовавшие на Западе стереотипные представления о советских гражданах и большевизме. И у него это получилось. Даже сейчас, спустя сто лет с момента выхода на экраны, «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» способны вызвать у зрителя улыбку.

По закону (1926)

А это уже совершенно другой Лев Кулешов. Взявшись за экранизацию рассказа Джека Лондона «Неожиданное», впавший в мрачность режиссер выдал напряженную драму с глубоким психологизмом, своим визуальным стилем во многом напоминающую лучшие образцы немецкого киноэкспрессионизма

Дом на Трубной (1928)

Остроумная сатирическая комедия Бориса Барнета, в которой высмеивается «урезанный капитализм», возникший в контексте Новой экономической политики. Сценарий этого фильма был написан несколькими известными авторами, среди которых оказались Анатолий Мариенгоф, Николай Эрдман и Виктор Шкловский — отец русского формализма. 

Старое и новое (1929)

Когда партия призвала художников всех мастей создавать работы о преобразовании застрявшей в прошлом веке русской деревни, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров откликнулись на этот зов фильмом «Старое и новое». Снятый в духе времени и в полной мере соответствующий идеологической повестке, он все же выделялся среди других картин схожей тематики смелым новаторским подходом. Поэтому большевистские бонзы и пресса восприняли его крайне негативно, сочтя чересчур формалистическим. Сергея Эйзенштейна это очень расстроило. 

Ставьте лайк, если было интересно. Приятного просмотра!