(Завершение рассказа. Начало в предыдущей публикации канала).
Утро. Нашли сторожку
Дошли до отрогов бывшей деревни... Мы бы дом не заметили, если бы не труба, - черная кирпичная печная труба торчит среди сорняка, хотя сторожка осела и крыша частично завалилась.
Стекла на окнах, потрескались, затуманились, одна рама повисла на ржавых петлях, – все застыло, как во сне. Было два резных наличника, да пересохли, мало-мальски еще сохраняются очертания, а дунешь – осыпятся.
Пробрались через колкий сушняк. Зашли в сенцы. Одна дверь в избушку, другая в чулан, еще не отвалились кованые засовы. В сенцах встречает кресло, тканевое, с перьевой подушкой. Кресло порезали мародеры – искали, видимо, «брыльянты». Подушка давно была белой, затем серой, теперь под черными лепестками пепла (от горения? непонятно), разорвана и пух повсюду, аж на стенах, не знавших никогда краски. Хозяйка набивала эти подушки пухом, на что-то надеялась, чего-то ждала.
Зашли в избу... Время замерло, и будто плавает облаками над раскиданной, переломанной утварью . Запах той, старой жизни, советские коротенькие занавески в цветочек, зеркало треснувшее и сервант с облупившимся лаком, да обломками пластинок и фарфоровой посуды. Посреди комнаты - круглый стол, стоит еще, а вот стульям не повезло, безногие уже, да безседушные. Слева объемная старая печь и завалинка. С виду печь такая, что можно растопить, – пару дыр глиной залатать и растопить.
В дальнем углу комнаты полка с разбитыми окладами от икон, салфеткой, с расшитыми вишенками, когда-то бережно положенной хозяйкой. В деревнях иконы то были дешевенькие, но кто-то их унес в надежде на наживу.
Скромная утварь кочует по избе. Видно, что лихоимцы ничего найти не могли, а потому долго и нудно перекидывали вещи с места на место, как капусту на огороде, спускались в подпол... Потом их что-то не спугнуло. Вот здесь, на драный коврик они высыпали на пол монеты, ручные часики, железные пуговицы. Окурки набросаны у входной двери будто сидели за ней и выглядывали во двор.
На столе фотографии бывших жильцов, письма, конверты, почтовые открытки, несколько облигаций госзайма, справки, пенсионные удостоверения членов колхоза. Искатели легкой наживы вытряхнули все из старенького фанерного чемодана. Сам чемодан здорово пострадал, его зачем-то рубили вместе с тумбочкой, очевидно, искали второе дно. Есть засохшие черные пятна, кто-то от усердия поранился.
Фотографии черно-белые, пожелтевшие, потрескавшиеся, поломанные. Вот из пансионата в Гаграх, видимо с этим чемоданом ездили. Фотки в основном, пятидесятых-шестидесятых, более поздние не попадаются. А попадаются такие, от которых аккуратно, бережно оторваны фрагменты, будто не должен был тот человек оставаться на фотографии.
Жители умерли, а фотографии, кажется, еще пытаются сохранить дом. Особенно вон тот одинокий портрет хозяина без хозяйки, на стене за стеклом, в рамке 40 на 30. Вандалы портрет не тронули, – удержались, чтобы не поглумиться, не разбить.
Наши восемь глаз все еще ледат на портрете мужчины. Что-то в нем есть, что-то завораживает. Ну конечно, это тот самый человек, что приходил ночью, к костру. Пиджак серый, рубашка старомодная, и прическа… волосы зачесаны назад, и наверняка для фиксации смазаны сахарным раствором, ведь бриолином в лесу не разживешься.
Лицо, прическа и одежда совпадают.
Может от того, что не выспались, может, отражение света из окна, но никто не сомневается, – перед нами один и тот же тип.
Выходит, он здесь живет.
Снимаем портрет, сохраняем на нем «столетнюю» пыль, на обоях остается светлое пятно (давно портрет не снимали). На заднике надпись «Касьян Кудим. Д.Черная Грязь. 1956 год». Человек, который на снимке имеет возраст лет 50-55. Сейчас ему бы стукнуло за 110, не меньше.
У костра мог быть его сын или внук. Сыну его, в лучшем случае, 70, а скорее всего, 80 лет. Ночному гостю можно дать, как и человеку на снимке, 50-55.
Ночной человек мог быть просто похож на хозяина на портрете, что здесь такого? Вот и деревянные грабли, с такими же он вышел из леса. Держатель из ствола тонкого дерева, на конце выглядит, как рогатка.
Схватили их, будто они сейчас все расскажут. А слой пыли на граблях в 2-3 миллиметра, ровненько покрыто так. Выходит, не с этими граблями явился гость.
Наконец, самая реальная версия. Какой-то псих лазит по заброшкам. Напялил старую одежду. Таскает с собой грабли, а может, и вилы припрятал, и топор, чтобы стращать походников. Скажем, оберегает места от чужаков.
Не важно, Касьян ему отец, дед, или вообще никто. Сходство может быть случайным. И прическу заделать под Касьяна, тоже много ума не надо. Значит, живет он где-то поблизости, прячется сейчас вон в том ельнике. И здесь был недавно, на столе пыли меньше, чем на утвари. А чего он с нами не разговаривал, тоже есть объяснение, зло переполняет человека, вот он и бесится. По всему выходит мы имеем дело с сумасшедшим.
Чего от него ожидать? Он следит за нами.
Идем изучать письма, может что-то прояснится. Начали с открыток. Касьяна и Марию поздравляли с Новым Годом. О детях ни звука. Письма были от какой-то Нины, да еще Евдокии. В письмах сложно было разобрать почерк, но опять же: ни в начале письма, ни в конце дети не упоминались... Выходило так, что супруги были бездетные. Резонно предположить, что у Касьяна был второй брак, и остались дети, так нет же, он рано женился на Марье. А письма самые первые с пожеланиями первого ребенка, и вот оно! Мария признается, что беременна. Дальше ни слова об этом. Правда, попалось одно странное письмо, в пятнах, помятое, с размытыми кое-где чернилами от той же Евдокии, в нем было сказано, что Касьяну надо сходить в церковь, что грех взял на себя, что до слез жалко Марию, такая беда с ней, а ниже, после слов прощания, был приписан адрес важного врачевателя в городе, в котором жила Евдокия. Дополнительно указывалось, что Мария обязательно должна тому лекарю написать и показаться, и Евдокия встретит ее на вокзале, и сопроводит.
Из скупых слов все складывалось так, будто Мария потеряла то ценное, что берегла, да не уберегла. На что надеялась, да напрасно.
Вот почему не висит рядом с Касьяном портрет Марии, и среди фоток нет ни одной, где они вместе. Оторвала она себя от него на всех фотках, не простила ему чего-то. Даже на одлно надпись "Касьян и Мария Кудим", но половинка фотки с Марией оторвана.
По всему выходило, ночью нас навестил сам Касьян. Ну бред же! Он давно покойник. Но душа-то его мечется.
Мы сделали попытку узнать, а дата сегодняшняя, 3 августа, может она как-то связана с Касьяном? Нет, никак. День рождения у него зимой, хоронили его тоже зимой, а потом, через несколько зим не стало и Марии.
Оставались дни поминовения. Вспомнили, что 3 мая – Радоница; 11 июня – Троицкая вселенская родительская суббота; 5 ноября – Дмитриевская родительская суббота. А память работает отменно, когда нет надежды на Интернет, но тоже никакой связи с днем сеголняшним.
Смятенный дух блуждает по лесу
Пошли отсюда. Здесь жуть какая-то. А сколько времени? Е-мое! Мы здесь уже четыре часа. Не может быть. Ну, как не может? Зашли, двух не было, а сейчас почти шесть часов. Скоро начнет темнеть. Вторую ночь в палатках…, да мы с ума сойдем.
В сенях мы встали, и ни с места. Со двора слышались звуки песни, да что там слышались, разливались звуки тонкого женского голоса, исполнявшего грустнейшую песню, как на поминках, а вокруг ни одной живой души. Прислушались, да это ж колыбельная. Дикость какая-то. откуда?
Смотрим, из трубы сарая идет дым. Да нет, скорее за сарай мы приняли баню, низенькую баньку, и ее кто-то топит. Хорошо топит.
Но к строению прохода нет, дверь заколочена, прижата каркасом перевернутой телеги, заставлена бочками, бидонами, ведрами. Будто там тоже прятались. И вокруг бани заросли в два метра, выше, чем перед избой. Окошко настолько мизерное, что снаружи проникнуть может только кошка. Она и затопила баньку, – смеемся мы от растерянности.
Осторожно, смотрите под ноги! А что с крыльцом дома? Гнилое, это понятно. Провалиться можно, ну, ясно.
С крыльцом ничего, да усыпано все крупой. Не заметили ее, когда сюда шли, или ее не было. Насыпано недавно, кто-то намекает, может, нам?
Стоп, стоп, нам пора раскинуть мозгами. Дым, крупа, что еще? Полотенца намотаны на углах. Когда входили, всего этого не было. Куда мы вляпались?
Дым из бани в обрядах имел свое значение. Так звали мыться покойника. Ставили ему тазик и клали березовый веник. А крупой покойника заманивали за стол обеденный, крупу сыпали в гроб. Вот и полотенца, намотанные в сенях у входа и на заваленном заборе, на них опускали гроб в могилу, а потом наматывали у калитки и дверей, – приглашали покойника вернуться.
–А-а-а! – сказал один из нас. – Тот человек ночью сказал: «…ертый» ,– а слово было «мертвый».
Мы без труда собрали фразу: “Мёртвый у угла не стоuть, а своё возьмёть”. По всему означало, что он придет, вернется сюда. Возможно, речь идет о возвращении его духа. Покойник, вроде как обижен на людей.
Страх мы прочли в глазах друг друга. И не знали откуда ждать опасности. По поверьям, если покойник не получал приношений, наступала месть духов. Но что это за месть? Не будет она нас доставать, когда мы уберемся отсюда?
Допустим, а как это связано с тем шутником, что насыпал тут свежую крупу, на вид пшенку. Весело, где-то прячется местный идиот, - подумали одни. Или чертовщина? – подумали другие.
То и другое не входило в наши планы.
Деревню надо было покинуть, пока не стемнело. Причем без ущерба здоровью, если кроме шуток.
Вышли, да скорым шагом к ближайшим кустам смородины, а там на север по компасу, в направлении железной дороги. Поначалу вздохнули, рюкзаки уже не показались такими тяжелыми. Вошли в густой темный ельник. Прошли его насквозь. За ельником – редкий хилый березняк. Ноги уже не идут. А там смешанный лес, а дальше подлесок. Плетемся. Ни линий электропередач, и ни одной тропинки. Наоборот, пошли болотистые места. Обходим. Снова на север, и выходим к той же деревне. Оказывается, мы сделали хороший крюк. И вернулись. завалились во дворе, смотрим на небо.
В таких случаях начинается паника, споры, ругань, - да оно и понятно, но все выдохлись, и все молчат. Понятно и другое: дом не отпускает тех людей, кто в него пробрался. Вот и гости перед нами испытали тут тревожные минуты. И не важно, с какой целью они тут оказались. Седьмым чувством мы улавливали: от нас требуется какой-то обряд.
Вспомнили самое простое
Хочешь войти в дом заброшенной деревни – поклонись ближайшим дворам, что в округе, да поспрашивай разрешения – уж дадут знак, будь уверен. Ведро упадет в колодец, дверь скрипнет, со стены слетит коромысло на пол, даже грохот посуды, – все это сигналы, входи мол. Но вокруг мы не заметили больше жилья, возможно, заросли густые там, где оно было. Пошли – поклонились холмам, спросили разрешения.
–Теперь все проще пареной репы, – сказал один из нас, – мы должны провести ритуал благодарения хозяину.
Надо оставить хлеб и воду в красном углу. Нашли, поставили. Надо навести порядок. Но не подметать, мало ли что. Очистили стол. Перед поминальной трапезой хозяин три раза обходил вокруг стола с караваем и зажженной свечой, поминая по именам всех умерших родных, да и всех остальных земляков, приглашая души к трапезе со словами: «Прыбывайце к гэтаму сталу!» Это вспомнилось участникам нашей скромной экспедиции. Мы обошли стол со свечой и хлебом – слова проговорили на три раза.
Мы знали, люди верили, что во время произнесения слов ритуального приглашения предки выходят из могил и приходят за стол поминальных кушаний. Так тому и быть. Мы ждали Касьяна.
У кого, что осталось, выложили на стол. Аккуратненько. Еще что надо сделать?
Взяли стакан, в него налили из фляжки остатки виски. Каждый поднимал стакан и произносил: «Будзь здароў, дзед» и плескал виски через разбитое окно; брал по кусочку хлеба, печенья, хлебцов и выкидывал за окно.
Полотенце, длинное, висит у двери, а вдруг на нем спускали гроб в могилу, потом принесли сюда и намотали у входа. Допустим, Касьян здесь, а что делать с полотенцем? Касьян нахмурился, так показалось. Зацепили кочергой и сожгли в траве. Нет, нам не приходило в голову, что мы занимаемся ерундой, а как дом нас держал? Держал и все, попробуй, объясни словами.
Вернулись, лицо на портрете посветлело. Сейчас повеселее будет.
Занавески сдернули. Окна раскрыли, пусть сыпятся стекла.
Перед домом все выкосили, кустарник вырубили, – нашли литовки, топоры, ржавые, затупленные, но потихоньку косить-рубить можно.
Все барахло, и фотографии с письмами, и порушенную мебель, и остатки старой изгороди собрали – снесли на костер посреди двора. В пустой комнате дома оставался стол с нашей скромной едой, а над ним портрет Касьяна.
Стоп! У двери, дряхлой, покосившейся двери на ржавых петлях, оставались грабли.
Бушевал огонь. Мы ходили вокруг и пели, пока трава не стала послушной и не улеглась под ногами. Мы ходили и пели, пока не сожгли все начисто, пока в 00.20. не бросили в костер чемодан со всеми бумагами, и грабли, которыми он однажды, случайно или намеренно, будем верить, что все же нечаянно, ударил беременную жену, и у нее случился выкидыш.
Мы надеялись, что успокоилась душа Касьяна. Что повесел он на настенном портрете, и даже на этой фотографии, где Касьян с Марьей зашли к кому-то в гости. Марья оторвала себя здесь, да не полностью. Узнаваемо ее платье, она стоит в нем на другом фото одна.
Она посещала нас сегодня, мы слышали ее голос, может сейчас была с нами у костра, в котором сгорит то, что так тяготило Касьяна.
И мы запели, и уже не боялись поднять глаза на пустые окна дома.
Легче стало на душе. Стало быть, дом отпустил нас.
«Стоить костер, все станoвятся так кругoм, а Касьян стоuть под вокнoм уже и открываеть занавески. И кругoм костра стыять и поють. Стыять вокруг и к окну поворачиваются и поють. Тожа ж уже уходють [души], видишь, улетаеть тадa ж...»
© Андрей Толкачев