Найти тему
Черный Лебедь

Очередной супертраулер - "Механик Маслак" построен в "стране-бензоколонке"

Развитие судостроения в России после создания объединённой судостроительной корпорации в 2007 году пошло довольно быстрыми темпами, однако, несмотря на явное увеличение выпуска судов различного назначения, наши промысловики не горели желанием заказывать строительство траулеров на наших верфях. Поэтому, как всегда пришлось применять нерыночные протекционистские меры, которые сразу дали эффект.

Что же это были за хитрые меры такие?

А вот что!

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №349-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования распределения квот добычи водных биологических ресурсов. В частности, введён новый вид квот – квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели в области рыболовства для промышленного и прибрежного рыболовства (далее – квоты на инвестиционные цели). При этом установлено, что требования к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, а также порядок подготовки и заключения договора о предоставлении квот на инвестиционные цели утверждаются Правительством России.

Как это должно было простимулировать промысловиков заказывать рыболовные траулеры, корабли-процессоры и корабли-краболовы на Российских верфях? А вот как!

Постановлением №633 утверждены требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства (далее – Требования) и правила расчёта обеспечения реализации инвестиционных проектов в области рыболовства.
В соответствии с законодательством к объектам инвестиций относятся суда рыбопромыслового флота, построенные на российских верфях, и предприятия как имущественные комплексы, предназначенные для производства рыбной продукции и построенные на территории России
Требованиями установлено, что при строительстве судов стоимость товаров, работ или услуг, приобретённых (оказанных) на территории России в ходе их строительства и ввода в эксплуатацию, должна составлять не менее 30% общей стоимости строительства судна при подаче заявления о предоставлении квоты на инвестиционные цели до 2020 года и не менее 40% стоимости строительства судна при подаче такого заявления после 2020 года.
Предусмотрено также, что инвестиционный проект должен быть реализован на территории России. При этом предприятие должно быть построено в прибрежном субъекте Федерации, территория которого прилегает к соответствующему рыбохозяйственному бассейну, в котором закрепляются и предоставляются квоты на инвестиционные цели. Источник

То есть, говоря простыми словами, квоты на вылов рыбы выдавались в обмен на подписанные контракты с Российскими верфями на строительство траулеров.

Нет контракта — нет квоты!

На практике это означало, что произошёл ещё один шаг в сторону отхода от либерально-рыночной модели экономики и произведено прямое стимулирование промысловиков, чтобы они заказывали суда не на иностранных верфях, а на российских, причём именно на тех верфях, которые находятся поблизости от районов вылова рыбы по этим квотам.

Надо отметить, что принятый закон дал резкий всплеск строительства в нашей стране промыслового флота. Одномоментно на многих верфях были размещены заказы, и дело бодро пошло вперёд.

В рамках программы инвестиционных квот были заключены договоры на строительство 43 судов! В указанное число входили 18 судов для Дальневосточного бассейна с объёмом инвестиций 93 млрд рублей и 25 судов для Северного бассейна с объёмом инвестиций 73 млрд рублей.

Посмотрите, как много малых, средних и больших траулеров начали строиться по этой программе на наших многочисленных верфях:

Малый рыболовный рефрижераторный траулер проект Т30В. Строится рыбинским судостроительным предприятием «Верфь братьев Нобель» спустило на воду малый рыболовный рефрижераторный траулер Т30В. Заказчиком стала мурманская рыбодобывающая компания «Карелрыба». 7 декабря 2020 года первый траулер серии «Вымпел» был передан заказчику.

Судно двухпалубное, ледового класса, одновальное, с кормовым расположением МО, с траловым слипом и палубным роллом в корме, с рыбообрабатывающим цехом и рефрижераторным трюмом в средней части, с носовой надстройкой и навигационно-промысловой рубкой. В планах постройка — 10 судов. Судно спроектировано и строится на класс КМ Ice3 R1 Fishing vessel под надзором РМРС. Длина — 36,2 м, ширина — 9 м, высота борта — 6 м.

Рефрижераторный траулер предназначен для прибрежного лова донным тралом. На борту можно будет производить обработку рыбы и доставлять ее в охлажденном виде на берег.

Траулер-сейнер проекта SK-3101R, Серия траулеров-сейнеров строилась на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» для Петропавловского городского рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина.

-2

Судно предназначено  для лова рыбы кошельковым неводом, донным и пелагическим тралом и снюрневодом. Судно спроектировано норвежской проектной компанией «Skipskompetanse AS» и строится на класс КМ Ice3 AUT1 Fishing Vessel. Всего было построено и передано заказчику — 3 судна. Длина — 50,60 м, ширина — 12 м. Танки хранения рыбы, охлаждаемые морской водой — 800 м3.

Траулер-сейнер с возможностью хранения и перевозки улова в RSW танках (охлажденной морской воде). Судно может вести донный и пеллалагический траловый лов и кошельковый лов, будет обеспечена хорошая сохранность рыбы во время доставки к береговым заводам глубокой переработки рыбы.

Ярусолов проекта MT-1112XL строится на судостроительном заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург). Головное судно «Гандвик — 1» было передано заказчику 08.07.2022. Всего будет построено 4 подобных судна: три – для РК «Вирма» и одно – для ООО «Глобус».

-3

Длина — 58.6 м, ширина — 13 м. Максимальная скорость хода: 13 узлов. Автономность: 45 суток. Экипаж: 30 человек. Производительность: добыча — 30 тонн рыбы в сутки, заморозка — 24 тонны в сутки. Ярусолов-процессор предназначен для высокотехнологичного и экологического способа лова с автоматизированными линиями установки и выборки ярусов. Проект ярусолова разработала компания «Marin Teknikk AS» (Норвегия), судно будет оснащено современным оборудованием для глубокой и безотходной переработки и хранения улова.

Средний рыболовный морозильный траулер проект 1701, предназначенное для группы компаний «ФЭСТ». Строится на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

-4

Траулер «Лев» — судно проекта. Длина — 61 м, ширина — 14 м, осадка — 5.9 м. Водоизмещение (полное): 3130 т. Максимальная скорость хода: 13.5 узлов. Автономность: 30 суток. Экипаж: 38 человек.

Траулер предназначен для донного и пелагического промысла, а также сортировки, потрошения и филетирования рыбы.

Траулер проекта 03095. Серия строящихся траулеров по заказу группы компаний «Мурмансельдь 2» на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)

-5

Всего будет построено 4 судна. Длина — 70 м, ширина — 13,5 м, осадка расчётная — 6,6 м. Морозильный рыбный трюм 1400 м3. Дедвейт около 650 т. Скорость около 14,5 узлов. Экипаж 60 человек.

Траулер предназначен для ловли донных пород рыб и обработки улова на борту судна.

Траулер-процессор проекта KMT01. Головной траулер-процессор «Баренцево море» был спущен на воду 5 декабря 2018 года, а 8 сентября 2020 года был подписан приёмный акт. Заказчиком траулера является АО «Архангельский траловый флот» (АТФ, входит в «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», СЗРК). Траулеры строятся на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК).

-6

Всего будет построено 4 судна. Каждое судно будет оснащено современным траловым комплексом последнего поколения, что даст судну возможность производительности до 140 тонн сырца в сутки. Место работы судов – Северный и Дальневосточный бассейны. Проект с размерами длина — 86 м, ширина — 17 м, будет иметь ледовый класс Ice3 с усилением корпуса до класса Arc4.

На борту судна будет установлена автоматизированная фабрика для выпуска филе, рыбомучная установка, оборудование для производства рыбьего жира, консервная фабрика.

Но одними из самых впечатляющих траулеров являются траулеры проекта СТ-192, строящиеся на Адмиралтейских верфях.

-7

Большой морозильный рыболовный траулер «Капитан Вдовиченко» – первый в серии из 6 судов (+4 в опционе), строящихся на Адмиралтейских верфях для ООО «Русская рыбопромышленная компания». Длина — 108,2 м, ширина – 21,0 м, осадка – 8,35 м, водоизмещение (в грузу) – 11 873 тонн, дедвейт (в грузу) – 5 332, общая вместимость грузовых трюмов — 5500 куб. м. Предназначен для промысла минтая и сельди пелагическим тралом в Беринговом и Охотском морях.

Чем же так хорош этот траулер?

Помимо того, что это самый большой траулер в мире, он является ещё и большим рыбозаводом в море — переработка улова, как и на менее крупных траулерах будет осуществляться на его борту, но, разумеется, производительность его будет гораздо выше. Готовая продукция – обезглавленная и потрошеная рыба, филе, фарш сурими, рыбий жир, рыбная кормовая мука.

На верхней фотографии вы видите, как первый траулер этой серии выглядел в середине 2020 года. По прошествии двух лет головное судно было построено и передано заказчику. Это произошло в начале июля 2022 года.

Траулер проекта СТ-192 «Капитан Вдовиченко». © korabel.ru
Траулер проекта СТ-192 «Капитан Вдовиченко». © korabel.ru

После этого радостного события прошло всего полгода и вот 2 февраля в новостном выпуске сообщили, что на втором судне этой серии «Механик Маслак» был поднят флаг.

-9
-10
-11

Это судно отличается повышенным ледовым классом и большой производительностью, траулер рассчитан на ежегодный вылов свыше 60 000 тонн рыбы и теперь уже чётко сказано, что будет построено 10 судов, то есть опцион в 4 судна подтверждён заказчиком.

Виктор Евтухов, статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ, присутствующий на торжественной церемонии, сообщил, что в России идёт модернизация, переоборудование, строительство новых судов, обновление флота и что мы обогнали своих основных конкурентов — США — по этому показателю.

Заказов много, но верфи готовы их исполнять.

Двигатели для этих кораблей пока не отечественные — это мощные дизельные двигатели MAN 14V32/44CR (8100 кВт), однако в России есть заводы, производящие дизельные двигатели для военных кораблей и гражданских судов, только меньшей мощности — до 6000 кВт.

Думаю, что в связи с введёнными санкциями вопрос оснащения последующих судов этой серии отечественными двигателями встанет на повестке дня.

Напомню, что и помимо траулеров в нашей стране строится множество судов разных классов и назначения, причём не только военных, но и гражданских.

Достаточно сказать, что недавно вошёл в состав флота и приступил к работе уже третий самый мощный атомный ледокол в мире проекта 22220 под названием «Урал», а два первых: «Арктика» и «Сибирь» уже давно несут вахту:

-12
-13
фото с сайта: atomic-energy.ru
фото с сайта: atomic-energy.ru

Таких исполинов с ядерной энергетической установкой 2 × РИТМ-200 мощностью 2 × 175 МВт не строит ни одна страна мира, а мы построим ещё четыре таких ледокола, чтобы использовать их на Северном морском пути для ежегодной проводки торговых судов вместо использования ими Суэцкого канала.

Поэтому в очередной раз предлагаю вам, когда вы вновь увидите, что хоть кто-нибудь, хоть где-нибудь назовёт нашу страну «страной-бензоколонкой» повозить его face on the table, рассказав ему об этих супертраулерах и суперледоколах.

Источник