В то время, как многие регионы России буквально утопают в снегу, на юге до сегодняшнего момента царила по большей части, характерная для поздней осени или ранней весны, погода. Откровенно говоря, меня лично вполне устраивало такое положение вещей, так как просто обожаю прогулки и занятия спортом на открытом воздухе. Ну и вот, спустя два зимних месяца согласно календарю, фактически впервые наблюдаю за окном натуральный снегопад со знатным морозцем. Разумеется, коммунальные службы оказались не готовы, и центральные улицы нашего небольшого провинциального города оказались не просто припорошенными снегом, а укутанными в него, как я - одеялом по ночам. Естественно, многие абсолютно справедливо, начиная с раннего утра, ропщут, что, мол, опять зима нежданно-негаданно нагрянула. Что ж, справедливое замечание! Однако, это пишу я не с целью посетовать на расхлябанность коммунальных служб или изнеженность южного менталитета, а чтобы вспомнить несколько запоминающихся жанровых картин, где холод и стужа играли существенную роль в сюжете. Что ж, поехали!
1. "Призраки" (2007, реж.: Грегори Джейкобс)
Эмили Блант в напряге на постере "Призраки"
Грегори Джейкобс работает постоянным ассистентом Стивена Содерберга - мастера американского артхауса, и, видимо, эта работа отнимает у него достаточно много времени, потому как на его счету лишь четыре режиссёрских работы на сегодняшний момент; "Призраки" - вторая из них. Сюжет донельзя банален: парень довозит понравившуюся девушку до её дома, где она собирается отпраздновать Рождество. По дороге безнадёжно влюблённый, в попытках довезти свой объект романтической привязанности, выбирает наикратчайший путь. Разумеется, происходит инцидент не без участия потусторонних сил, машину заносит, и главные герои оказываются одни в лютый мороз, запертые в машине, без единого шанса на помощь. Отопление в транспорте почти на нуле, а сумерки за окном сгущаются...Как будто этого было мало, вскоре появляются и в вынесенные в название сверхъестественные сущности разной степени зловредности.
Что тут сказать? Картина не проходит по разряду классики, но её определённо приятно пересматривать, чему способствуют прочувствованная актёрская игра Эмили Блант и Эштона Холмса, а также атмосферный саундтрек Клинта Мэнселла. Честно сказать, впечатлился.
2. "Замёрзшие" (2006, реж.: Адам Грин)
Тот самый случай, когда постер полностью отображает сюжет фильма, правда без спойлеров.
Адам Грин получил известность благодаря культовой в среде поклонников экстрим-хоррора серии фильмов "Топор" про беснующуюся уродину Виктора Краули, рвущего и режущего всех и вся где-то в болотах Луизианы. Тут даже нет и намёка на какой-либо "чёрный" юмор: всё максимально серьёзно и безнадёжно. Трое друзей отправляются в короткую поездку на один из горнолыжных курортов, где садятся в кабинку подъёмника. По пути на один из пиков электричество пропадает, и все они оказываются на приличной высоте где-то на полпути до места назначения. Не сказать, что будете кусать пальцы, но картина держит в напряжении, в том числе благодаря шок-контенту. Примечательно и то, что сам режиссёр появляется в эпизодической роли, также можно мельком увидеть Ди Снайдера - вокалиста американских хард-рокеров Twisted Sister, а также другого небезызвестного жанрового режиссёра - Джо Линча ("Поворот не туда 2", "Чиллерама").
3. "Мизери" (1990, реж.: Роб Райнер).
Если бы не кроваво-красные буквы, из которых состоит название фильма, можно было бы подумать, что это милая, зимняя история с рождественским настроением.
Сам Король Ужасов также отметился занимательным сюжетом, где зимняя погода реально влияет на сюжет. Автор бестселлеров Пол Шелдон попадает в автокатастрофу где-то на заснеженной дороге в штате Колорадо, куда он отправился, чтобы завершить свою очередную книгу про Мизери Честейн - персонажа, чьи злоключения принесли ему славу и деньги, и перейти к чему-то более амбициозному. Само провидение посылает ему спасителя в лице его преданной, как позже оказывается, поклонницы - одинокой экс-медсестры Энни Уилкс, живущей где-то на отшибе. Однако, преданность госпожи Уилкс принимает совсем уж экстремальные формы, и Шелдон, парализованный после инцидента, теперь вынужден бороться за свою жизнь... и поменять своё решение относительно судьбы Мизери, продолжив её историю очередной книгой.
Про Кинга и "Мизери" в частности написано столько всего, что сказать что-то новое не представляется возможным. Да и зачем? Скажу лишь, что в моём личном топе "Мизери" стоит выше, чем перехваленные "Побег из Шоушэнка" или "Зелёная миля". Психопатия Энни Уилкс блестяще изображена Кэти Бейтс и заслуженно отмечена премией "Оскар", Роб Райнер всё это замечательно срежиссировал и, кстати, он же ответственен за другую великолепную экранизацию Кинга - "Останься со мной". Отдельно выделим операторскую работу Барри Зонненфельда, позже построившего карьеру в качестве уже кинопостановщика, а не оператора. В будущем мы более обстоятельно поговорим про эту экранизацию Кинга и некоторые другие.
4. "30 дней ночи" (2007, реж. Дэвид Слэйд)
Вампиры тут - жестокие и беспощадные хищники, а не джентльмены с манерами.
Экранизация серии комиксов Стива Найлза также происходит на фоне не просто зимы, а полярной ночи, тянущейся на протяжении целых 30 суток. Те жители небольшого городка на Аляске, что не разъехались на это время, становятся жертвами вампирской группировки, промышляющей уничтожением небольших поселений. Разумеется, они наталкиваются на жёсткий отпор...
"30 дней ночи" - однозначно один из моих любимейших хорроров, где буквально всё сделано так, как доктор прописал. Сочная картинка, достойная актёрская игра, персонажи, за которых переживаешь, реально страшные кровососы, куча кровавых экшен-сцен и напряжённых моментов. Чего ещё надо? Обидно, что ленту продолжили очень неудачным сиквелом, да и сам Слэйд вдруг, вернувшись к вампирской тематике спустя несколько лет, снял продолжение "Сумерки", где клыкастые охотники на людей, как известно, были представлены далеко не так брутально, а некоторые и вовсе были вегетарианцами.
5. "Чёрное Рождество" (1974, 2006, 2019, реж: Боб Кларк, Глен Морган, Софи Такал).
В оригинальном фильме практически нет крови, зато в наличии напряжённая атмосфера.
Завершающим сей короткий список киноопусом было решено выбрать натуральную классику жанра. Сразу хочу сказать, что многие со скепсисом относятся к понятию "классика", но тут как раз тот случай, когда фильм, даже спустя почти 40 лет, производит сильное впечатление. Сюжет оригинала, как и продолжения, прост, как две копейки: компанию девушек в их же общежитии терроризирует маньяк-психопат - сначала телефонными звонками, затем уже и в ходе "личной аудиенции". Дело происходит в рождественскую ночь, когда принято верить в чудо и прочие оптимистичные вещи, так что ирония прочитывается за раз. Сила оригинала в нагнетании напряжения и каком-то особенном, молчаливом саспенсе: тут не так много криков и прочих шумов, в основном - леденящая тишина и ожидание чего-то злого и беспощадного, готового схватить тебя откуда-то из тёмного, окутанного паутиной, угла. В отличие от оригинала, в первом ремейке, нежно мною любимым, всё отдано в угоду разухабистой и эффектной резне без лишних мыслей. Ну а второй богомерзкий ремейк и вовсе вспоминать не хочется: во-первых, кому-то пришла в голову идея сделать слэшер с рейтингом для подростков, а во-вторых, помимо вышеозначенной крайне сомнительной идеи создателям пришла в голову выпятить сомнительные и никому не нужные радикально-феминистские идеи. Самое раздражающее во всём этом, что зрителя держат за идиота, которому якобы показывают что-то новое в виде компании девушек, борющихся за свою жизнь. Действительно, такое в первый раз на экране... Посему: оригинал обязателен к просмотру, ремейк - тоже обязателен, ну а последнюю версию можно смело игнорировать.
Конечно же, данная подборка включает в себя далеко не все достойные зимние страшилки, так что в комментариях можно смело кинуть в меня пару копий и подивиться невежеству автора)