Найти тему
sevprostor

"Интиллигентхрусты верят в сказку о царском счастье до посинения мозгов. При царях не могло быть крестин на дому"

Вчерашняя фотография вызвала много дискуссий, в том числе о том, какой смысл приглашать священника на дом; не делали, мол, так во времена Российской империи.

На фото "Село Мороцкое Уломской вол. Череповецкого уезда. Обряд крещения на дому. 1915 год."
На фото "Село Мороцкое Уломской вол. Череповецкого уезда. Обряд крещения на дому. 1915 год."

Как писали читатели в комментах:

"Никакой нужды крестить в избе в 1915 году не было. Даже наоборот, это было бы как-то странно. Особенно в селе, где по определению должна была быть церковь".
"Интиллигентхрусты верят в сказку о царском счастье до посинения мозгов. При царях не могло быть кретин на дому".
"Крестин на дому не могло быть почти до послевоенного времени. На этом доходе от крестин и отпеваний до войны продержалась много приходов и традиция крестин в церкви не нарушалась.тем паче для богатых".

Не понимаю, почему люди так думают. На самом деле церковь — не единственное место, где можно встретиться со священником и совершать различные обряды и таинства. Это все разрешалось делать также в домашних церквях, или даже на дому. Ну и в любом другом месте, разумеется.

 Шухов Иннокентий Николаевич Негатив на стеклянном носителе. Крещение. Ненцы. 1914
Шухов Иннокентий Николаевич Негатив на стеклянном носителе. Крещение. Ненцы. 1914

Просто если провести аналогию — все же мы знаем, что священник без проблем приходит к умирающему в больницу, или домой, чтобы человек успел исповедоваться и причастится.

Также и с младенцем — нет ничего хуже в православии, чем умереть, не будучи крещеным. Младенческая смертность была огромной, и потому вполне логично, что родители не несли слабого ребенка в церковь, а приглашали священника на дом.

Статья 183 Устава Духовных Консисторий (издание 1883 года) прямо предполагала следующее:

«Совершение таинства крещения лежит, прежде всего, на обязанности приходского священника. Если он по нерадению допустит умереть младенца без святого крещения, то отрешается от места и определяется в причетники, до раскаяния и исправления».


Не считались оправданием для отказа в крещении на дому даже отправление церковных служб. А тем более не считались оправданием для отказа в немедленном совершении обряда крещения какие-либо частные домашние занятия.

Но что делать священнику, когда одновременно пригласят его и для крещения слабого младенца, и для напутствия св.Тайнами больного, находящегося при смерти? В таком случае священнику предписывалось поступать следующим образом: крещение слабого младенца предоставить кому-либо из членов причта или даже мирян, а самому немедленно отправиться к опасно больному для напутствия последнего св. Тайнами. Так необходимо было поступать потому, что «крещение в крайней нужде предоставляется и мирянину совершить, тогда как напутствовать больного никто не может, кроме священника, даже и дьякон не может преподавать св. Тайны другим».

А вообще священника можно было приглашать и по менее важным поводам, как рождение или смерть.

Как гласит русский семейный устав «Домострой»: «В иные праздники, по всему завету или немощи ради призывайте священников в дом свой, часто как сможете, и совершайте службу по всякому поводу».

Возможно, простые люди не злоупотребляли этим правом, потому что им было проще и дешевле принести ребенка в церковь. Особенно, если ребенок не выглядит больным. Что касается богачей, то они предпочитали креститься только дома.

"Первым праздником жизни родившегося младенца были его крестины. В связи с плохим климатом Петербурга, здесь в отличие от провинции крестили детей часто не в приходской, а в домовой церкви, или вызывали священника на дом. В церкви имя новорожденного заносили в метрическую книгу, там же указывались его родители и крестные восприемники".


Так что ничего странного в домашнем обряде крещения — нет. Для людей это было важнейшим таинством в жизни, а священникам не то что дозволялось, а даже предписывалось приходить для проведения обрядов в домашние церкви, в больницы, в дома, чтобы ребенок не умер без проведения нужных обрядов. Священник не привязан только к церкви. Так что вполне естественно, что он мог приходить по месту проживания младенца.

Источники: https://statehistory.ru/3397/ZHizn-selskogo-svyashchennika-v-Rossii-v-kontse-19-nachale-20-v--na-primere-Voznesenskoy-tserkvi-sela-Karailgi/, Елена Жерихина "Петербургская семья", Алина Шокарева "ДВОРЯНСКАЯ СЕМЬЯ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. Русское столичное дворянство первой половины XIX века"