Та-а-акс... А тут у нас Монах и бес, значит. Давайте разбираться.
Само название песни Спектакля Джо отсылает нас к одноименному фильму. Это могло быть просто совпадение, но и текст совпадает с происходящим в кино. Будем считать, что это просто похожая история, а значит, руководствуемся фильмом для понимания смысла и истории.
1. Место
В церквушке,что стоит в безлюдных горах...
Тут всё понятно? Я думаю да. Монах молился в церкви в безлюдных (!) горах.
2. Время
Вот тут нам впервые поможет фильм. В нём фигурировал Николай II. Годы его правления? 1868-1918. Получается, события происходят где-то на стыке 19-20 вв. Здесь разобрались
3. Событие
Особо ничего в песне не происходит. Молится монах, к нему заходит бродяга (откуда он взялся?), начинает докучать нашему монаху и в конце концов становится понятно, что монах одержим бесом. Такие дела.
4. Персонажи
Тут их двое. Если с монахом всё понятно - обычный монах того времени, просто одержимый бесом (ничего необычного, хах), то вот с бродягой есть вопросы. Можно конечно сказать, что это просто побочный персонаж, добавленный для раскрытия главного героя, но мы то народ упрямый. Пока у меня нет идей кто это такой, но если найду в песнях кого-то похожего, обязательно сообщу.
5. Пересечение с другими песнями
Я знаю далеко не все песни Спектакля, однако скорее всего пересечений как таковых нет.
6. Лаконичность с общей историей
Ну, как и в случае с разбором предыдущей песни, судить тут можно только по времени. И, в целом, песня вписывается в общий лор.
Получился короткий разбор, поэтому объясню некоторые моменты после составления сюжета.
Была церковь в безлюдных горах. Монах (скорее всего единственный в этой церкви) молился. Упоминается что он был крепким и "Три чаши горестей и бед испивший". А вот тут интересные строчки:
И только небо здесь, свидетель ему
И лики слушают его страданья,
Вдруг отворилась дверь и прямо к нему,
Бродяга шел желающий внимания.
Только небо свидетель ему. Поэтому и вывод, что монах - единственный обитатель церкви. Дальше заходит бродяга, и, по непонятной мне причине, начинает докучать монаху:
Скажи мне монах, зачем же ты здесь?
Тебя не могу я понять.
Один среди гор свой точишь топор,
Чтоб с силами зла воевать!
Возможно, у него (бродяги) были какие-то планы на эту церковь, но факт что в ней кто-то обитает, этим планам помешал. Ну либо бродяга - обычный душнила :D
Послушай меня, коль ты не глупец,
Не вздумай баланс нарушать.
Так будет всегда, так было и есть,
Не вздумай нам парень мешать!
Раньше не обращал внимания на эти строчки, но сейчас... О каком балансе говорит монах, кроме как баланс между добром и злом. Ну и "Не вздумай нам парень мешать". Почему нам? Ты ведь один в этой церкви. Монах, видимо, знал что одержим бесом.
Чтоб делало твое добро, если б не стало зла.
Всё создал мудро ваш отец небесный!
Иди в народ, живи,резвись, веселись сполна!
Отшельникам сегодня в этом мире нету места!
Тут, очевидно, бродяга искушает монаха. Почему он, а не бес?
Скажу я тебе, хозяин теней
Смелый монах отвечал
Тебя я узнал, давно раскусил
Ты зверь, от начало начал!
Не стоит тебе, меня поучать,
Я слушаю только отца!
Он создал закон, и вера моя
Всё доведёт до конца!
Бинго! Хозяин теней. Легендарное существо которое было отправлено осквернителем в мир смертных. Тогда несостыковка. Монах был одержим бесом, или это сделал Хозяин?
Монах поднял над головой свой ржавый крест…
Но в образе монаха проявился бес,
Не утомительно бродяга хохотал,
Таких отшельников я уйму повидал!
Одна молитва,а вот дел на гулькин нос
И я хочу сейчас тебя заверить!
Что в этот мир я для того,зло принес,
Чтоб каждый научился жить…
Что ж, монах всё же был одержим, и это не проделки хозяина теней. Либо же это такой художественный образ, как бы монах не одержим, а просто грешен. От этого хозяин теней и смеётся - сначала говорит какой он правильный, а потом в его образе проглядывается бес. Вроде с сюжетом покончено и вопросов не осталось...
Хотя нет! Что за "Дел на гулькин нос"? Ох как это режет уши, на самом деле. Ладно, мы тут сюжет ищем а не докапываемся до мастерства нашего гения.
Жду вашего мнения.