Запрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов приведет к сложностям в мировой логистике, пишет Dir.bg. Москва тоже столкнется с рядом проблем, так как вынуждена будет найти замену европейским потребителям. Европу данный шаг приведет к очередному повышению цен.
Георги Велев
Запрет Европейского союза на импорт российских нефтепродуктов, в том числе дизельного и авиационного топлива, нарушит глобальные потоки. Это может повредить Москве больше, чем эмбарго на сырую нефть. Хотя западные санкции могут вынудить Россию сократить добычу и переработку сырой нефти, что еще больше сократит мировые поставки, некоторые аналитики считают, что запрет на нефтепродукты в конечном итоге мало повлияет на общий объем поставок.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Баррели будут продаваться и находить рынок, будут проблемы с логистикой, но не с поставками", – считает Иен Мур, старший научный сотрудник глобальной брокерской фирмы Bernstein.
Большей проблемой для России может стать поиск альтернативных покупателей, поскольку у Китая и Индии, доказавших свою готовность покупать российскую нефть со скидкой, много собственных перерабатывающих мощностей, они сами экспортируют нефтепродукты.
"Возможно, России придется сократить добычу нефти на 5-10%, если с экспортом излишков нефти, вызванных запретом, возникнут проблемы", – считает аналитик DBS Bank Пей Хва Хо.
Пытаясь компенсировать отсутствие европейских покупателей, в январе Россия увеличила поставки дизельного топлива в порты Африки и Средиземноморья. Однако отсутствие танкеров для перевозки продуктов переработки и потенциальное отсутствие спроса могут поставить перед Россией непростую задачу: ей нужно будет перенаправить переработанное топливо на рынки третьих стран.
Европа обращается к азиатским, ближневосточным и американским производителям, чтобы диверсифицировать источники импорта топлива, но доставка обойдется дороже из-за длительного времени плавания. Пока у Европы, крайне зависимой от импорта российского дизеля, хватает топлива – трейдеры запаслись до вступления ограничений в силу.
Пока неясно, каким может быть потолок цен на нефтепродукты, поскольку их ценообразование сложнее, чем на сырую нефть – на него влияют различия в качестве, определяемые долей серы и металлов. ЕС предложил установить потолок на уровне 100 долларов за баррель для дизеля и 45 долларов за баррель для продуктов с дисконтом, например, мазута. Предложение было принято в пятницу.
Запрет, одобренный богатыми странами G7, Европейской комиссией и Австралией, аналогичен запрету от 5 декабря на продажу, страхование и транспортировку российской нефти, если она продается по цене выше 60 долларов за баррель.
Лидеры G7, ЕС и Австралия договорились отложить пересмотр потолка цен на российскую нефть до марта. По словам источников, пожелавших остаться анонимными, после этого начнется регулярный двухмесячный пересмотр всех уровней ограничений. Определение цен требует единогласного согласия членов ЕС, а также одобрения G7.
"Ограничения, которые мы только что ввели, теперь будут играть решающую роль в работе нашей глобальной коалиции по уменьшению способности России вести свою незаконную войну", - заявила министр финансов США Джэнет Йеллен.
В ходе переговоров G7 и ЕС официальные лица выразили обеспокоенность тем, что установление слишком низкого уровня может вызвать скачки цен или проблемы с поставками в Европе. Потолок цен подразумевает льготный период до апреля для продуктов, загруженных до согласования ограничений.
В последние дни базовые фьючерсы на дизельное топливо в северо-западной Европе упали – в четверг они установились на уровне 113 долларов США за баррель, что, однако, значительно выше сезонных норм.
Потолки цен в 100 и 45 долларов США за баррель "не окажут серьезного влияния на российские нефтеперерабатывающие заводы", считает консалтинговая компания Wood Mackenzie Ltd. Тем не менее, она ожидает, что поставки российской нефти в этом квартале будут примерно на 800 тысяч баррелей в сутки ниже, чем в прошлом, а экспорт дизельного топлива из страны сократится примерно на 200 тысяч баррелей в сутки. И все это из-за запретов на импорт в ЕС.