Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Минфин представил предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь 2023 года. Объем информации сократился: отсутствуют данные по импортному НДС, пошлинам и акцизам, что усложняет анализ.
Доходы составили 1,4 трлн руб. с одним "но". Информация ГИС "Электронный бюджет" на 2 февраля показывает цифру 0,4 трлн руб. Можно предположить, что произошла задержка в предоставлении и классификации данных.
Сложности возникли после перехода на единый налоговый платеж, ЕНП. Минфин дает следующий комментарий:
доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 февраля 2023 года
Размер поступлений января сократился в 2 раза: до 1,4 трлн руб. против 3 трлн руб. в декабре. В январе 2022 года доходы также оказались выше: 2,1 трлн руб.
Общие доходы декабря составили бы 2,5 трлн руб. при нефтегазовых доходах, аналогичных январю 2023 года. Аналогичная оценка января 2022 года – 1,7 трлн руб., поэтому снижение цены на нефть – не единственная причина слабых результатов начала года.
Нефтегазовые доходы в январе снизились до 426 млрд руб. против 932 млрд руб. декабря. В декабре в бюджет поступил дополнительный НДПИ Газпрома на 416 млрд руб. Без этого платежа нефтегазовые доходы составили бы 516 млрд руб., всего на 90 млрд руб. выше января.
Внутренний НДС опустился до 379 млрд руб. в сравнении с 889 млрд руб. декабря и 683 млрд руб. января 2022 года. Минфин объясняет снижение действием ускоренного порядка возмещения НДС, поэтому стоит дождаться данных февраля.
Импортный НДС не представлен в январской статистике, что затрудняет анализ ситуации с импортом и оценку влияния на валютный рынок. Причиной может быть "нераспределение средств ЕНП".
Налог на прибыль оказался в отрицательной зоне: -72 млрд руб. против +118 млрд руб. в декабре и +73 млрд руб. в январе 2022 года. Сказывается возврат переплаты по налогу на прибыль за предыдущий год. Это означает, что получение 1,6 трлн руб. планового налога на прибыль в 2023 году может оказаться амбициозной задачей.
Дефицит составил 1,8 трлн руб. при плане на год 2,9 трлн руб. Без решения проблемы с нефтегазовыми доходами и увеличением объемов размещения ОФЗ можно ожидать исчерпания ликвидной части ФНБ к середине года.
Источники финансирования дефицита в январе можно оценить следующим образом, цифры даны с округлением:
- Нетто-размещение ОФЗ в январе: 0,1 трлн руб. = 0,3 трлн руб. выручки от размещений - 0,2 трлн руб. погашений, включая ОФЗ-н
- Оставшиеся 1,6 трлн руб. – средства, которые ушли из ФНБ в декабре. В декабре из фонда на финансирование дефицита перечислили 2,4 трлн руб. На финансирование дефицита бюджета 2022 года требовалось дополнительно порядка 0,8 трлн руб. Остаток в 1,6 трлн руб. мог быть использован в январе
Вопросы вызывает и статистика по ФНБ. В январе из фонда могло уйти 39 млрд руб.: оценка продажи юаней – 23 млрд руб., золота – 16 млрд руб. Минфин планировал продать валюту на 55 млрд руб. Февраль покажет, последователен ли Минфин и является ли отклонение техническим нюансом.
Пока данные по бюджету вызывают больше вопросов.
Дополнение: данные ГИС "Электронный бюджет" показывают рост планового дефицита до 3,3 трлн руб. с утвержденных первоначально 2,9 трлн руб. Последовательное наращивание дефицита создает риски финансовой стабильности
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.
#финансы #бюджет #нефть #рубль #инвестиции #экономика