Найти тему

Данные по исполнению бюджета января вызывают вопросы

Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Минфин представил предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь 2023 года. Объем информации сократился: отсутствуют данные по импортному НДС, пошлинам и акцизам, что усложняет анализ.

Доходы составили 1,4 трлн руб. с одним "но". Информация ГИС "Электронный бюджет" на 2 февраля показывает цифру 0,4 трлн руб. Можно предположить, что произошла задержка в предоставлении и классификации данных.

-2

Сложности возникли после перехода на единый налоговый платеж, ЕНП. Минфин дает следующий комментарий:

доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 февраля 2023 года

Размер поступлений января сократился в 2 раза: до 1,4 трлн руб. против 3 трлн руб. в декабре. В январе 2022 года доходы также оказались выше: 2,1 трлн руб.

-3

Общие доходы декабря составили бы 2,5 трлн руб. при нефтегазовых доходах, аналогичных январю 2023 года. Аналогичная оценка января 2022 года – 1,7 трлн руб., поэтому снижение цены на нефть – не единственная причина слабых результатов начала года.

-4

Нефтегазовые доходы в январе снизились до 426 млрд руб. против 932 млрд руб. декабря. В декабре в бюджет поступил дополнительный НДПИ Газпрома на 416 млрд руб. Без этого платежа нефтегазовые доходы составили бы 516 млрд руб., всего на 90 млрд руб. выше января.

-5

Внутренний НДС опустился до 379 млрд руб. в сравнении с 889 млрд руб. декабря и 683 млрд руб. января 2022 года. Минфин объясняет снижение действием ускоренного порядка возмещения НДС, поэтому стоит дождаться данных февраля.

-6

Импортный НДС не представлен в январской статистике, что затрудняет анализ ситуации с импортом и оценку влияния на валютный рынок. Причиной может быть "нераспределение средств ЕНП".

Налог на прибыль оказался в отрицательной зоне: -72 млрд руб. против +118 млрд руб. в декабре и +73 млрд руб. в январе 2022 года. Сказывается возврат переплаты по налогу на прибыль за предыдущий год. Это означает, что получение 1,6 трлн руб. планового налога на прибыль в 2023 году может оказаться амбициозной задачей.

-7

Дефицит составил 1,8 трлн руб. при плане на год 2,9 трлн руб. Без решения проблемы с нефтегазовыми доходами и увеличением объемов размещения ОФЗ можно ожидать исчерпания ликвидной части ФНБ к середине года.

Источники финансирования дефицита в январе можно оценить следующим образом, цифры даны с округлением:

  1. Нетто-размещение ОФЗ в январе: 0,1 трлн руб. = 0,3 трлн руб. выручки от размещений - 0,2 трлн руб. погашений, включая ОФЗ-н
  2. Оставшиеся 1,6 трлн руб. – средства, которые ушли из ФНБ в декабре. В декабре из фонда на финансирование дефицита перечислили 2,4 трлн руб. На финансирование дефицита бюджета 2022 года требовалось дополнительно порядка 0,8 трлн руб. Остаток в 1,6 трлн руб. мог быть использован в январе

Вопросы вызывает и статистика по ФНБ. В январе из фонда могло уйти 39 млрд руб.: оценка продажи юаней – 23 млрд руб., золота – 16 млрд руб. Минфин планировал продать валюту на 55 млрд руб. Февраль покажет, последователен ли Минфин и является ли отклонение техническим нюансом.

Пока данные по бюджету вызывают больше вопросов.

Дополнение: данные ГИС "Электронный бюджет" показывают рост планового дефицита до 3,3 трлн руб. с утвержденных первоначально 2,9 трлн руб. Последовательное наращивание дефицита создает риски финансовой стабильности

При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.

#финансы #бюджет #нефть #рубль #инвестиции #экономика