Найти тему

Развитие речи у малышей: педиатр выделила нормы и проблемы в речевом развитии у детей первого полугодия жизни

В вопросах развития детей важно не только формирование основных физических навыков, но и нервно-психическое развитие, формирование речевых и познавательных навыков, мыслительной деятельности.

все фото - https://ru.freepik.com
все фото - https://ru.freepik.com

Одним из важных в развитии ребенка будет формирование речевых навыков, начинающееся с первых неосознанных звуков и кончая фразовой речью и формированием уже устной и письменной речи. Особенно родителей волнует вопрос о том, как развиваются навыки будущей речи у детей в первые полгода жизни, какие этапы в этом процессе происходят и какие для них имеются нормы?

Как развивается речь в первые полгода?

Первые полгода жизни у детей представляют собой особый этап – это эмоционально-личностное общение с теми людьми, которые окружают кроху (в основном, это родители и старшие дети), и которые полноценно удовлетворяют потребности его в общении и внимании, доброжелательном отношении и любви.

Именно это эмоционально-личностное взаимодействие будет оказывать решающее влияние затем на формирование всех сфер в психическом развитии младенца, именно эмоции и любовь, такого рода общение будут получать статус ведущей деятельности у детей в первом полугодии жизни. Постепенное развитие речи у детей связано с органическими этапами в развитии мозга, однако, не меньше оно определяется еще и воспитанием и уходом за ребенком со стороны окружающих взрослых.

-2

Важно помнить, что формирование мозга в период раннего возраста происходит крайне интенсивными темпами, однако, не стоит думать, что только органическое развитие мозговых структур будет являться достаточным условием для того, чтобы полноценно формировать психику ребенка, и в частности осуществлять развитие его речи.

Важно присутствие взрослых

Таким образом, воспитание ребенка нужно начинать с самого рождения, осуществляя все необходимые действия своевременно, так как дефицит воспитательных моментов может возникать у детей с самых первых месяцев жизни.

С первых же дней жизни младенцев будет окружать множество разнообразных вещей – это бутылочки, пеленки, одежда, игрушки, погремушки и многое другое. Однако, как бы это ни казалось странным, младенец ничего этого не замечает, он не видит этих вещей, не смотря на то, что зрение у него вполне нормальное. Чтобы он увидел какой-либо предмет или вещь, захотел брать ее в руки и рассматривать, необходимо постоянное присутствие взрослого и его участие.

Именно родители озвучивают названия предметов и привлекают к ним внимание, и речь ребенка нужно воспитывать, его нужно учить пониманию речи окружающих его людей и потом уже самостоятельным навыкам речи. Для этого требуются немалые усилия со стороны всех взрослых, окружающих ребенка и также активной деятельности самого ребенка в сфере различных видов его деятельности.

-3

Он учится подражать

На протяжении первого полугодия будет формироваться очень важная способность у детей – это умение подражать словам, которые произносят взрослые. Однако, особенности развития артикуляционного аппарата будет таковым, что изначально только на втором году жизни малыш будет произносить облеченные варианты слов – машина «би-би», собачка «гав-гав» и тд.

Поэтому будет очень важно, чтобы взрослые давали для подражания слова изначально облегченные, но при этом, сопровождая их словами, которые произносятся ребенку правильно. В целом же, в речи ребенка имеются определенные закономерные этапы, начиная с рождения и до того, как он научится говорить свободно и полноценно.

-4

Период от рождения до 2-3 месяцев

Первый крик у малыша возникает как компонент особой оборонительной стволовой и подкорковой реакции, которая обусловлена прекращением кровообращения через плаценту и охлаждением тела крохи при попадании во внешнюю среду.

Условия, которые необходимы для образования голоса, возникают именно в периоде новорожденности случайным образом, когда в результате влияния резкого возбуждения в симпатической нервной системе изменяются особые физические свойства в мышцах тела и это приводит к возрастанию объемной скорости выдыхаемого и вдыхаемого воздуха. Они могут способствовать скорейшему устранению мамой дискомфортных состояний у крохи.

Крик у каждого ребенка обладает строго индивидуальными чертами, которые будут настолько хорошо выраженными, что по своим особенностям можно опознать каждого малыша настолько же безошибочно, как можно это сделать по отпечаткам пальцев.

-5

Крик – это общение

Крики как основная реакция будут выражать дискомфортные функциональные состояния, и каждый отдельный крик, который сопряжен с каждым дыхательным циклом, будет выражать относительную степень и фазу данного состояния.

Соответственно, в структуре звуковых младенческих врожденных криков, которые возникают в результате формирования у ребенка дискомфортных состояний, могут обнаруживаться переходящие одна в другую четыре зоны разного рода субъективной ценности.

Там, где имеется наиболее интенсивная и наименее интенсивная реакция – это зоны максимального и минимального субъективного оценивания, голосовые реакции искажаются и маскируются шумами или же вообще не выявляются, давая только монотонные громкие крики.

-6

В тех же ситуациях, где интенсивность оборонительных реакций будет умеренной – это зона умеренной субъективной ценности, тогда в начальном этапе криков и в период их спада голосовые реакции наиболее отчетливые и могут отдаленно напоминать журчащие звуки или гласные буквы из речи.

Малыш подает различные знаки

Начиная с возраста двух-трех месяцев жизни, по характеру криков у малыша мама или папа может определять состояние своего младенца – мокрый ли он, болит ли у него животик или он хочет кушать.

Поэтому, принято будет подразделять крики у младенцев на три основных вида – крики от боли, крики от удовольствия и крики от голода. Вполне понятно, что короткая длина голосовых связок у младенцев будет благоприятна для включения в вибрации мышечной стенки глотки в виде высокочастотного резонатора.

Если говорить другими словами, звуковые волны, которые образуются у младенца в области речевого тракта, могут подвергаться не только положительному процессу интерференции, но и отрицательному, и таким образом, мощность младенческого голоса может резко возрастать или же снижаться.

-7

Второй период в развитии речи с 2 месяцев до полугода

Этот период в развитии речи принято называть гулением, формированием первых особых звуков младенца. По данным наблюдений за малышами, уже с первой недели жизни дети активно реагируют на речь близких и незнакомых людей, а со второй недели жизни они могут прекращать крики, как только с ними начинают разговаривать взрослые.

Посте того, как он замолкает, малыш будет внимательно следить за матерью и запоминает в памяти ее особенности в эмоциональном поведении. Он помнит плавные и неторопливее движения руками, головой и выражение глаз, громкость речи и медленный ее темп. Пытаясь подражать маме, он постепенно понижает в ситуациях, когда возникает такое же положительное общение с нею, громкость своих криков и замедляет двигательные реакции.

-8

Ко второму месяцу жизни будет увеличиваться время, когда малыш бодрствует, а это позволяет расширять возможности воспитательных воздействий на него со стороны взрослых, которые его окружают.

И в этом случае задача будет состоять в том, чтобы улавливать взгляды ребенка, задерживать их на себе и при этом нужно играть с ребенком так, чтобы стимулировать его зрение и слух.