Российские танцы на льду в последние сезоны переживают период полураспада. Это не только каламбур, намекающий на постоянные перестановки в составах и многие труднообъяснимые вещи, но и вполне точная метафора состояния некогда победоносного для России вида фигурного катания. От наших танцев на льду мало что осталось, хотя когда-то мы сами задавали тренды.
Говорят, что хочет или может взять на себя ответственность за прогресс великий советский и российский тренер Наталья Линичук. Она недавно вернулась в Россию после нескольких десятков лет жизни в США. В паре с Геннадием Карпоносовым она стала первой олимпийской чемпионкой в танцах на льду после Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова. Как тренер прославленная фигуристка привела к медалям главных турниров множество пар. РИА Новости Спорт разбирается, действительно ли Линичук будет эффективна в роли спасителя отечественных танцев.
В первую очередь надо ответить на вопрос, кого и от кого мы собираемся спасать. На танцы никто не нападает, никакого внешнего врага не существует — вся разрушительная сила заложена исключительно внутри системы. И в этом смысле Линичук мало что способна сделать — оценки все равно ставят те же судьи, программы придумывают те же хореографы, а катаются — сами спортсмены.
К тому же танцы на льду во время расцвета одиночных видов стали падчерицей в родном доме. Зрительский интерес к ним упал прежде всего из-за отсутствия ярких персоналий и понятных критериев, благодаря чему тот или другой дуэт может победить. Публика не успевает принять и полюбить новые пары, как они уже перестают существовать.
Есть и такой парадокс, как сопротивление системы всему новому. Конкуренция воспринимается как что-то враждебное, поэтому ее непременно нужно блокировать, пока кислород не перекрыло тебе. Так, когда в Россию вернулась Анжелика Крылова, ей были не очень рады — лед приходилось выбивать с огромными усилиями. Спустя несколько лет работы специалист может предъявить плоды — одну из самых перспективных молодых пар Василису Кагановскую/Валерия Ангелопола. Но им еще предстоит обрастать авторитетным "мясом" и при этом не растерять легковесность.
Когда в танцы на льду в прошлом сезоне зашли Елена Масленникова и Илья Авербух, они столкнулись с большим подковерным противодействием со стороны тренеров, которые давно в индустрии. Хотя, казалось бы, Авербух — не последний человек в российском фигурном катании, их с Масленниковой учеников отказывались рассматривать всерьез.
У нас давно не было прорывных постановок и харизматичных ярких спортсменов. Возможно, причина в том, что никто не целится в мировое господство — верхом удачливости считается пройденный внутренний отбор на чемпионате России. Фигуристов тоже можно понять — поскольку отбор так непрост и непрозрачен, они всеми силами пытаются угадать то, что понравится боссам начального уровня. А эти начальники достаточно консервативны.
Чтобы переломить это, системе нужен кто-то с большими амбициями, отсутствием страха перед неудачей и медальным голодом. Кто-то соскучившийся по серьезной работе. Всем этим критериям Наталья Линичук соответствует.
Чем сильна Линичук? Своей шипованной перчаткой — способностью взять двоих, решивших кататься вместе, за шкирку, и при сложении разных благоприятных факторов привести их к чемпионству. Она обладает сильным обаянием, которое помогает ей выстраивать нужные связи и мотивировать спортсменов на работу. Но не теплым материнским обаянием, а холодным королевским.
Еще одна сила Линичук в способности подать персональный пример. Она не просто требует от учеников соблюдения режима, но и сама его всю жизнь придерживается. Елена Чайковская вспоминала, что в начале их совместной работы у Натальи были большие проблемы с позвоночником. Линичук пришлось провести гигантскую работу по закачке мышц, выработке осанки на всю жизнь и поддержанию одного веса, чтобы спина не мешала ей тренироваться и побеждать.
То есть она не из тех тренеров, кто отправляет спортсменов в номер спать накануне соревнований, а сама проводит ночь в ресторане с крепким алкоголем. Она требовательна к другим, но еще более требовательна к себе. Шипованная перчатка не дает расслабиться никому, но ее действие распространяется и на саму владелицу.
Но она не всесильна. Когда чемпион мира среди юниоров Илья Авербух решил уйти от партнерши Марины Анисиной к любимой девушке Ирине Лобачевой, даже Линичук не смогла его удержать. От нее тоже уходили ученики. Например, Оксана Грищук и Евгений Платов после выигранной Олимпиады. И к кому уходили — к заклятому врагу Линичук Татьяне Тарасовой.
Линичук придумывала выдающиеся вещи и терпела идейные провалы — например, ставший легендой рок-н-ролл Грищук/Платова и неудачный танец аборигенов Оксаны Домниной и Максима Шабалина. Ей удавалось попасть в авангард и быть главной, но приходилось и отсиживаться в арьергарде.
Нет никакой гарантии, что именно с ее участием российские танцы снова выйдут в мировой топ. Но то, что наше застоявшееся болото начнет шевелиться — несомненно. За этим как минимум будет интересно наблюдать.