Поэт верил, что в этом украшении заложена мощная и притягательная мистическая сила.
Александр Пушкин никогда не был богатым человеком. Дворянин средней руки, потомок старинного рода, погрязший в долгах, потому что жил роскошнее, чем ему могли позволить доходы от имений и проданных книг. Об уникальных минералах он и мечтать не мог.
Впрочем, у него имелся ювелирный талисман — «магический кристалл», перстень с изумрудом, которому приписывали таинственною силу. Этот камень издавна считался покровителем людей искусства. Говорят, еще в юности Пушкин купил этот перстень у польского авантюриста графа Стройновского.
А когда-то, по легенде, этот камень украшал ожерелье погибшей на гильотине французской королевы Марии Антуанетты. Пушкин верил, что старинный изумруд оберегает от болезней, и во время эпидемии даже не боялся посещать деревни, охваченные холерой.
Незадолго до гибели поэт подарил перстень Владимиру Далю — составителю самого известного русского словаря. Сейчас на этот изумруд можно полюбоваться в петербургском Музее А. С. Пушкина на Мойке.
А в 1989 году, незадолго до 190-летия великого поэта, в Якутии, в руднике кимберлитовой трубки «Удачная», нашли гигантский самородок, второй по величине в СССР — в 320,65 карата. Вначале алмазу хотели дать имя «Нерушимый Советский Союз», но обнаружили в нем легкую трещину.
Выяснилось, что по происхождению это обломок более крупного «сростка». Тогда и вспомнили о юбилее поэта, который не только понимал мистическую силу великих камней, но и сам является алмазом русской культуры.
Андрей ТОРМАСОВ