Иван Давыдов — о человеческих смыслах минувшего коммерческого праздника (с приложением классификации дураков).
Специально выдержал паузу, упустил удобный и понятный информационный повод, чтобы не сказал никто, будто бьюсь я за интересы бездушных капиталистов. Нет, не за интересы, да и не бьюсь.
Накануне праздника в соцсетях — парад разнообразных дураков. И первым выступает душный дурак: «Это всё придумали корпорации, чтобы вытрясти из вас побольше денег! Вас просто разводят! Да что там — вас грабят среди бела дня!»
Душный дурак от прочих отличается искренней убежденностью в том, что любая избитейшая банальность — это вовсе не банальность, а грандиозное откровение, ему одному явившееся. И теперь, значит, у него долг, у него миссия: нас, убогих, просветить и спасти.
Душный дурак полагает, что где-то в московской тайге или в сибирской тайге существуют люди, которые не понимают, что День святого Валентина — искусственный праздник и что торговцы разным нужным и ненужным товаром используют его, чтобы заработать. Душный дурак принес нам знание и свет. И невдомек ему, что всю нашу жизнь коварные корпорации используют, чтобы на нас заработать. А единственный способ от их коварства защититься — лечь и умереть. Других не просматривается.
Но это только начало шествия.
Потому что следом за душным дураком идет дурак благонамеренный. «Это чуждый нам западный праздник! — вопит благонамеренный дурак. — Его внедрили, чтобы подорвать устои! У нас есть свой День семьи, любви и верности! Слава святому Петру, князю муромскому! Да здравствует супруга его, святая княгиня Феврония! Все как один, в едином порыве…»
Дальше дурак начинает путаться, он не знает, чем мы должны все как один в едином порыве заняться, потому как проповедь свального греха — дело все-таки умеренно благое, ну да на то он и дурак, работа у него такая. Тем более что пора уступать сцену — спешит уже к публике дурак гибридный. Который сразу и корпорации разоблачает, и Запад, и заодно — агентов Запада среди недостаточно сознательных деятелей культуры, искусства и животноводства.
Спорить с дураками — занятие совсем уж нелепое, но мы и не будем. Просто отметим: сейчас — да, вот именно сейчас, когда в цене одичание, когда под видом «традиционных ценностей» нам впихивают ценности совсем уж отдаленных, хоть и героических предков, которые колошматили друг друга дубинами, отстаивая исконные охотничьи угодья, — как раз такие праздники, как день святого Валентина, немного нелепые, немного наивные, становятся особенно важными.
Ах да, сейчас дубины не в моде, в моде кувалды, ну так XXI век все-таки на дворе, прогресс не стоит на месте. Это детали, важно, что тренд — на выбивание из человека человеческого и человечного. И вот тут нелепый праздник, придуманный маркетологами, превращается вдруг в подобие кочки, стоя на которой, можно передохнуть посреди болотной архаики. Правильнее, наверное, безо всяких искусственных поводов проявлять заботу к дорогим нам людям, не стесняться нежности, не прятать любовь. Но если святой Валентин раз в год способен нам помочь — так грех отказываться от помощи.
(В скобках ремарка: только, пожалуйста, не предлагайте душному дураку оглянуться вокруг и заглянуть в сувенирные лавки накануне Рождества, а то он начнет думать, что Рождество тоже придумали маркетологи, чтобы нас облапошить; и дурак ведь человек, жалко его.)
Спорить с дураками — занятие нелепое, но куда нелепее — отдавать им нормальные человеческие праздники. Вот помните, в декабре душные, гибридные и благонамеренные дураки (причем опираясь на диаметрально противоположные идеологические соображения) призывали нас не праздновать Новый год. Отказаться от права на выдох, права порадовать родных, права нарядить елку и снять с неё обезумевшего кота.
Мы очень много всего отдали за последние годы душным, гибридным и благонамеренным дуракам. Не надо сдавать им то, что можно отстоять. Кстати сказать, День семьи, любви и верности (искусственный праздник, изобретенный ревнителями «традиционных ценностей», у которых, впрочем, при всех неограниченных ресурсах ожидаемо не хватило талантов, чтобы хоть как-то его укоренить) — вполне себе повод еще раз проявить любовь к родным.
Да, между прочим, написанное в XVI веке ученым монахом Ермолаем-Еразмом «Житие Петра и Февронии» — одна из самых удивительных книг, оставшихся нам от Древней Руси. Писалась она для Великих миней четьих — полного собрания житий святых, которое готовил тогда митрополит Макарий, но в Минеи не вошла: слишком уж глубокие, явно дохристианские пласты легенд задел Ермолай-Еразм в своем странном тексте. Прочтите, если еще не, рекомендую искренне.
Я вам больше скажу: даже День Победы — он ведь на самом деле не про то, на чем мы Европу вертели и как «можем повторить». «Мы»! Он про то, какую страшную цену наши родные, уже, в основном, ушедшие, увы, заплатили за то, чтобы остановить зло, и за то, чтобы нам их подвиги повторять не пришлось. А вот мы — без кавычек мы — забыли про это, отдали великий праздник повторятелям. Большая ошибка и большая беда.
Недавно в ходе одной дискуссии меня спросили: можно ли теперь человеку остаться нейтральным, обязательно ли выбирать сторону? Вопрос не без подвоха, я ответил так: если вы остаетесь нейтральным, то есть хотя бы не впадаете с восторгом в навязываемое одичание, — вы, на самом деле, уже выбрали сторону.
И любой союзник в противостоянии дикости — дорог. Не так их и много, союзников. Святой Валентин — как раз союзник. Так что любите друг друга, и, по возможности, не только 14 февраля.
Может быть, этим спасемся.