Тридцать лет и три года ждали казанские поклонники группы «Кино» концерта любимого коллектива в родном городе. И вот он состоялся на сцене «Татнефть Арены». Впечатлениями делится наш корреспондент.
В концертный тур 1990 года столица ТАССР не попала (почему так случилось, поясним ниже). На лето музыканты ушли в отпуск, а 15 августа в автокатастрофе погиб Виктор Цой. Тогда казалось, что группа больше никогда не поедет с гастролями по стране. И вот 10 февраля 2023 года - «Кино» – на сцене «Татнефть Арены».
Невозможное стало возможным благодаря большой работе продюсера Александра Цоя (единственный сын Виктора Цоя – Прим. авт.), музыкантов «Кино» – бессменного соло-гитариста Юрия Каспаряна, бас-гитаристов Игоря Тихомирова и Александра Титова и современным технологиям. Голос Виктора Цоя бережно вырезали из старых студийных записей, оцифровали, и сейчас он гармонично звучит на концертах «Кино» в городах России и Беларуси. Нынешний тур посвящён 60-летию со дня рождения Виктора Цоя.
С ЛЮБОВЬЮ ВСТРЕТИТЬСЯ…
Однажды у меня были невзаимная любовь и переживания по этому поводу. И приснился сон. Я стою на концерте «Кино», и Виктор Цой исполняет из песни «Легенда» строчку: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать». Проснулся, и… стало легче.
И вот настоящее время – аккредитованные журналисты пришли на пресс-конференцию группы «Кино» задолго до концерта в столице Татарстана. Многие, мне кажется, проявили непрофессионализм: сначала признавались в любви, говорили слова благодарности музыкантам и только потом с трудом формулировали вопросы. Да, с любовью встретиться – проблема трудная, как пелось в одной песне. Тем не менее журналисты в конце концов взяли себя в руки, а музыканты, наоборот, от таких признаний и такой тёплой атмосферы раскрепостились и много шутили.
А некоторые вопросы были серьёзными. Как родился проект? Игорь Тихомиров пояснил, что на практике есть примеры концертов с артистами, которые уже ушли от нас. Но таких случаев крайне мало: «Мы видели подобные примеры, но они нас совершенно не вдохновляли эстетически. Поэтому пришлось сесть и серьёзно подумать: как же мы сможем реализовать всё так, чтобы у зрителей было ощущение, что концерт «Кино» проходит, как в старые времена, когда главный исполнитель на сцене. И надеюсь, у нас получилось решить эту задачу».
По словам Игоря Тихомирова, благодаря современным технологиям удалось выделить голос Виктора Цоя из общей фонограммы. Это было особенно сложно сделать на ранних песнях группы, которые не записывались потреково (каждый инструмент отдельно). При этом голос Виктора обрабатывался максимально бережно и остался максимально близким к оригиналу.
Возможна ли импровизация в таких условиях? Игорь Тихомиров пояснил: «Конечно, есть жёсткая форма песни: куплет, припев, проигрыш – это мы в процессе исполнения менять не можем. Но какие-то нотки играем чуть иначе. Иногда что-то залетит в голову, так что пространство для манёвра есть». Юрий Каспарян: «Мне, например, с детства нравилось, когда группа исполняет песню, «как на пластинке». Когда это не так, я не получал удовольствия. Сейчас стараемся сделать в принципе всё, как было раньше».
Вопрос от корреспондента «РТ»: «Изменилась ли публика на концертах за тридцать лет? И можно ли сравнить ваши ощущения от выступлений тогда и сейчас?»
Игорь Тихомиров: «Сложно однозначно ответить… Изменилась страна, изменились интересы у людей, изменились и мы сами в конце концов. Но пытаемся в этой программе создать у зрителей впечатления такие же, как в те времена с Виктором. Поэтому на концерте я испытываю ровно такие же эмоции, как и тридцать лет назад».
Юрий Каспарян: «А я, откровенно говоря, не помню эмоции в те годы. Сейчас сосредотачиваешься на исполнении в основном, то есть каких-то таких улётов эйфорических точно нет. Ну может, иногда мурашки пробегут в какой-то момент».
Александр Титов: «У меня нет ощущения, что публика сильно изменилась, потому что три-четыре первых ряда, которые мы замечаем со сцены – дальше не видно, всегда заполнены молодыми и энергично реагирующими людьми, студентами, некоторые детей держат на руках. Каждый концерт заканчивается такой овацией, что становится даже немного неловко».
Юрий Каспарян удивляется: «Почему это тебе неловко становится?»
Александр Титов: «Ну не знаю, я начинаю думать, нет ли в этом какого-то трюка». (Все музыканты улыбаются.) Один из вопросов касался записи песни «Синле елым» казанской группой Junа, в которой участвовал Александр Титов (он отправил запись своей дорожки нашим музыкантам по Сети). На пресс-конференции басист рассказал: «Я редко соглашаюсь на такие вещи. Очень понравилось, как девочка поёт на татарском языке, что-то в этом было наивное, детское. Это согрело сердце, и мне захотелось помочь».
МИФЫ И ПРАВДА
Так почему же «Кино» не выступало в Казани в 1990 году, хотя концерты были в соседних городах – Уфе и Перми? Автору этих строк один таксист, одетый очень по-рокерски, как-то рассказал, что был на концерте «Кино» в Москве. А в Казань музыканты не приехали якобы потому, что продюсер Юрий Айзеншпис не договорился с нашей братвой.
Хорошо, что на пресс-конференции присутствовал Виталий Калгин – автор нескольких книг о «Кино», в том числе биографии Виктора Цоя в серии «ЖЗЛ». Он делает большую работу по систематизации фактов о культовой группе и опровергает многие мифы, которые постоянно рождаются вокруг неё. Виталий Калгин версию таксиста прокомментировал так: группа «Кино» не выступала в Казани, потому что город был закрытым из-за оборонных предприятий. Какой уж тут рок-концерт…
А ещё Виталий Калгин принёс письмо от казанской девочки, живущей на улице Татарстан. Она написала в своё время Виктору Цою, может быть, наивное, но очень трогательное письмо. Музыканты «Кино» такие письма получали мешками, на некоторые даже отвечали. Иногда удаётся найти поклонников по обратному адресу и узнать, как сложилась их жизнь.
Были не только вопросы. Директор казанского Музея соцбыта Рустем Валиахметов принёс фанатскую дворовую гитару с наклеенными на деку фотографиями музыкантов «Кино». Передающий дух той эпохи инструмент демонстрировался в экспозиции «Цой. История народной любви». На корпусе гитары свои автографы оставили Юрий Каспарян, Александр Титов и Игорь Тихомиров. Потом дали автографы журналистам (некоторые хорошо подготовились и принесли плакаты и пластинки) и сфотографировались с ними.
МУРАШКИ ПО КОЖЕ
Рок-концерты «Кино» в 90-е годы в любом городе Советского Союза обрастали легендами. В Сети полно историй про то, что билетов не было, но фанаты перелезли через забор стадиона, убежали от милиции, затерялись в толпе… А некоторые счастливчики прорвались к музыкантам и получили автографы. Кстати, в наше время автографы Цоя можно найти на интернет-аукционах по цене от 10 тысяч до миллиона рублей.
На концерт «Кино» к «Татнефть Арене» мы приехали заранее. И угадали – заняли хорошее место на парковке, не стояли в длинных очередях, чтобы пройти через рамки металлоискателей, и без проблем сдали пуховики в гардероб (позже номерков уже не было – аншлаг).
Публика собралась очень разная: вот седые мужчины, им около шестидесяти (ровесники музыкантов группы). Большинство одеты обычно, но есть и рокеры «в коже». Заметно больше тех, кому 30–40 лет. Они не попали на концерты группы в 1990 году и сейчас навёрстывают упущенное. Но больше всех юношей и девушек. Это уже, получается, третье поколение «киноманов»? В толпе взрослых довольно много детей в майках «Кино» и с сотовыми телефонами размером с лопату.
Типичная история: семья из Удмуртии специально приехала в Казань на концерт. Папа и мама слушали «Кино», сын тоже стал фанатом группы. Значит, музыка её актуальна и отзывается в наших сердцах! Пусть критики объяснят сей феномен, а простые зрители просто наслаждаются классикой.
Зал ледового дворца скандирует: «Кино! Кино! Кино!» И вот музыканты выходят на сцену, в такт возгласам публики звучат первые аккорды «Красно-жёлтых дней»… Видеоряд – машина едет к солнцу… И зрители слышат голос Виктора Цоя. У некоторых наворачиваются слёзы. Ведь сбылась мечта детства (закрылся гештальт, по-научному).
А потом были два часа чистого счастья!
Пересказывать содержание рок-концерта бесполезно. Обозначим лишь пунктиром: полный зал «Татнефть Арены» подпевает каждой песне – все знают слова! Толпа в перерывах между композициями скандирует: «Молодцы!» и «Спасибо!» Музыканты лаконично благодарят публику. Песни идут почти без перерыва. Заняты все места на трибунах, переполнен партер, в фан-зоне яблоку негде упасть. Столб позитивной энергии над «Татнефть Ареной», наверное, фиксируют и космонавты на МКС.
По сценарию, в более ранних композициях группы звучит бас-гитара Александра Титова, в более поздних – Игоря Тихомирова, а некоторые треки они исполняли вместе.
Видеоряд состоял из архивных фотографий, клипов группы, мультфильмов по мотивам картин Виктора Цоя. Смонтировано так, что кажется: лидер группы тоже присутствует в зале.
После ухода «Кино» со сцены публика неистово аплодирует, вызывая музыкантов на бис. И они снова появляются из темноты и исполняют хиты: «Попробуй спеть вместе со мной», «Мама-анархия», «Пачка сигарет», а завершает всё «Звезда по имени Солнце». Слов нет, одни эмоции. Для многих зрителей, можно не сомневаться, это был лучший концерт в жизни!
Он окончен, люди расходятся. Мир не изменился, но что-то новое звучит в сердцах – это ритм группы «Кино». Вот двое молодых людей преодолевают порывы метели, бьющие им в лицо крупой снега. У одного в руках флагшток, на котором реет чёрное знамя с белой надписью «Кино». Мы сигналим им из машины, машем руками и улыбаемся: «Цой жив!»
Источник: https://rt-online.ru/kino-v-nashih-serdtsah/
© Газета Республика Татарстан