Найти тему
diletant.media

«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка

«Портрет четы Арнольфини» — картина со сложной судьбой. Полотно переходило из рук в руки, на какое-то время было всеми забыто.

Сюжет

До сих пор искусствоведы теряются в догадках, кто и в связи с какими событиями изображён на полотне. Основная версия многочисленных экспертов — Ян ван Эйк изобразил купца Джованни ди Николао Арнольфини с женой.

«Портрет четы Арнольфини». (wikipedia.org)

Мы также не знаем, какой момент из жизни четы запечатлён. По одной версии, — бракосочетание: Джованни сложил пальцы так, как это происходило во время произнесения клятвы; в отражении зеркала на стене видны двое — свидетели обряда; мужчина и женщина одеты празднично и богато.

По другой версии, портрет написан уже после смерти женщины. Джованни ди Николао в 1426 году взял в жены 13-летнюю Констанцу Тренту. Её мать Бартоломея в письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, сообщает о смерти Констанцы. Погасшая свеча в люстре над женщиной трактуется как ещё одно доказательство того, что картина была написана после смерти дамы.

Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.

Кстати, есть гипотеза, что на картине Ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Сторонники этой версии указывают на портретное сходство изображённой дамы с женой художника. Также статуэтка святой Маргариты (изображена над кроватью) якобы намекает на имя героини. Более того, жена Ван Эйка родила в тот же год, когда было написано полотно.

Одеты герои богато, по последней моде Северной Европы, которая во второй четверти 14-го века отличалась изрядной экстравагантностью. Платье с таким впечатляющим шлейфом невозможно было носить без посторонней помощи.

По фигуре женщины сложно однозначно сказать, беременна ли она или изображена по моде. Её живот увеличен, она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот. В то время подобная поза — так называемая готическая кривая — считалась эталоном.

Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Последний, скорее всего, выдуман Ван Эйком: он собрал его из фрагментов, увиденных в других домах и выдуманных им самим. Получилось пространство, наполненное символами. Собачка — признак благосостояния, символ верности и преданности. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, — яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Вишня за окном — пожелание плодовитости в браке. Красный альков справа — символ брачного чертога и классический атрибут сцен Благовещения, Рождества Христова и Рождества Богородицы. Женщина стоит около постели, что подчёркивает её роль хранительницы очага. Мужчина изображён у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.

Контекст

Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй, имевшей в то время отделение в Брюгге. Ван Эйк, живший на момент написания картины в том же городе, вполне мог получить этот заказ.

Почти фотографическая точность — результат экспериментов с оптическими приборами. Предположительно, Ван Эйк с помощью вогнутого зеркала обводил перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. У этой гипотезы есть как сторонники (которые указывают на ошибки в перспективе), так и противники (которые отмечают, что в то время найти оптический прибор необходимого диаметра было чрезвычайно затруднительно).

-2

Портрет Яна ван Эйка. (wikipedia.org)

Реализм подкреплён ещё и техникой. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Благодаря свойствам масляных красок, можно наносить несколько слоёв и вкупе с игрой света и тени создавать иллюзию трёхмерного пространства.

Ван Эйк был одним из первых в мире искусства, кто подписал своё полотно. Правда, и тут не обошлось без загадок. Во-первых, подпись указана не скромно в нижнем углу, а на хорошо видном месте между люстрой и зеркалом. Вместо классической фразы художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию о том, что он — один из свидетелей, изображённых в отражении зеркала.

Судьба художника

Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце 14-го века. Основам художественного ремесла его обучил брат. Когда пришла пора самому зарабатывать на хлеб, Ян отправился в Гаагу, где начал строить карьеру при дворе графов. Надо сказать, что его весьма ценили, и без заказов он не сидел. Между 1425-м и 1430-м Ван Эйк немало путешествовал по Европе. Затем он осел в Брюгге, где и провёл остаток дней.

«Портрет четы Арнольфини» — одна из самых растиражированных работ художника. Однако великим называют другое его творение — Гентский алтарь: 24 панели, на них — 258 фигур, максимальная высота — 3,5 метра, ширина в раскрытом виде — 5 метров.

-3

Гентский алтарь. (wikipedia.org)

Скончался Ян ван Эйк в 1441 году. В эпитафии указано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и всё живое прославлял своим искусством».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц