Пассажиры самолета авиакомпании «Победа», застрявшие в Дубае почти на двое суток из-за поломки борта, вернулись домой. «Победители на «Победе» — так они назвали свой чат в Telegram. Сейчас там уже обсуждаются нюансы обращения в авиакомпанию за компенсациями. И даже есть первые сообщения о том, что деньги от «Победы» пришли. До этого настроения в чате менялись от тревоги до отчаяния и от гнева до сарказма. «Это будет первый рейс, где будут аплодировать при взлете, а не при посадке», — написал один из пассажиров ближе к обеду во вторник, когда люди уже устали считать, сколько раз им перенесли время вылета.
Все началось с того, что борт, который должен был вылететь из Дубая в Москву в семь вечера в понедельник, сломался. Сначала пассажирам обещали быстро его починить и отправить их домой. Потом стало понятно, что этот самолет быстро не починят. За россиянами отправили новый борт из Москвы. Но и он в назначенное время никуда не полетел. На следующий день, во вторник, в пресс-службе «Победы» лишь признали факт поломки самолетов и заявили о том, что пассажиры на время ожидания были обеспечены всем необходимым: водой, едой и номерами в гостинице. Но пассажиры говорят, что ночлег им предоставили только ближе к раннему утру вторника. Не всем и всего на час-два, потому что нужно было снова возвращаться в аэропорт. Причем за дорогу до отеля, а это несколько десятков километров, люди платили сами.
Продолжает Алена, вернувшаяся в Москву в среду:
— 38 часов, 38!
— Предоставляли ли за это время воду, еду, гостиницу? Есть разные сообщения. «Победа» сообщала о том, что предоставляла. А в чате писали, что как минимум поначалу этого не было.
— Я могу сказать, во сколько это было. Еду первый раз [предоставили] в полтретьего ночи. Один небольшой контейнер плюс вода на одного человека. Все. Больше не было ни еды, ни воды. Это было в понедельник, получается, уже во вторник. Плюс у нас был один ужин, потому что нас централизованно вывезли в отель.
В отель вечером во вторник привезли группу примерно из 50 человек. Именно столько пассажиров остались ждать, когда в Россию их вернет именно «Победа». Остальные (таких более 100 человек) улетели раньше другими авиакомпаниями. За свой счет. Они не могли ждать.
Особенно остро проблема с возвращением стояла у Марьям, страдающей от тяжелого заболевания. Для нее критически важно было оказаться в Москве утром во вторник. И остальные пассажиры помогли, с огромной благодарностью рассказывает Марьям:
«Я онкобольная, мне в девять часов утра 14 февраля надо было успеть на химиотерапию, мне нельзя пропускать. Мне там плохо стало, у меня нет правого легкого. Мне вызвали скорую, скорая меня забрала. У меня метастазы по всему скелету. И мне помогли: ребята скинулись, купили билет. Спасибо им большое. Я прилетела в Москву в 3:45, приехала в больницу. Спасибо всем большое, все морально поддерживали, скорую быстро вызвали. Мы как одна семья, друг другу помогали. Потому что там никто [не помогал]. Нам говорили, что все вопросы — после прибытия в Москву, они ничего не знают. Лично я не видела представителя этой компании. На наши вопросы никто не отвечал».
Билет ей купил один человек, остальные скинулись и перевели Марьям дополнительную сумму. В чате все интересовались ее самочувствием уже после приземления и посещения клиники и оставляли пожелания. Далее Марьям предстояло вернуться в Грозный. Заранее купленный билет из Москвы пропал — на рейс она не успела. В такой же ситуации оказались и другие транзитные пассажиры, в том числе из Красноярска. До Москвы же пассажиры «Победы» добрались вторым бортом, который за ними отправляли и который сломался. Его починили. А первый, по словам собеседников Business FM, так и продолжал стоять в дубайском аэропорту.
О его дальнейшей судьбе рассуждает коммерческий директор провайдера техобслуживания авиационной техники «Тулпар техник» Марат Нигматуллин:
Марат Нигматуллин коммерческий директор провайдера техобслуживания авиационной техники «Тулпар техник» «Если у каких-то компаний отсутствуют договоренности с местными аэропортами, с местными компаниями, как правило, российская компания отправляет свой квалифицированный инженерно-технический персонал для устранения соответствующих дефектов. И уже персонал везет с собой запчасти. При получении замечания от экипажа проводится инженерный анализ. То есть этот персонал берет с собой какую-то аптечку и вылетает для устранения дефекта».
А пока «Победе» придется платить за стоянку в аэропорту Дубая. Официально о том, какие именно неполадки возникли у двух самолетов, в компании не сообщали. Но эксперты опасаются, что из-за санкций это может быть не последним инцидентом: оперативно ремонтировать авиатехнику, не имея возможности получить те или иные запчасти на месте поломки, невозможно. А не каждая компания даже из «дружественных» стран сегодня рискнет поставлять что-то российским перевозчикам. Причем в точно такой же ситуации в любой момент может оказаться любая авиакомпания РФ.