Звучит абсурдно, не так ли? Тем не менее, это реальная история, которая произошла в 2006 году. А самое удивительное заключается в том, что хоть это и чрезвычайно редкий, но, как оказалось, не уникальный случай...
Лидия и Джейми
А началась эта история в 1999 году, когда 19-летняя Лидия Фэйрчайлд вышла замуж за 18-летнего Джейми Таунсенда. Поначалу у них всё было хорошо. Один за другим у пары появилось трое детей.
Но в 2006 году Лидия вдруг узнала, что супруг ей изменяет. Она поняла, что не сможет его простить. Даже несмотря на малолетних детей и четвёртую беременность, Фэйрчайлд приняла трудное решение - развестись.
Женщина подала на развод, взяла детей и съехала от мужа. Поскольку Лидия не работала, она подала заявление на получение государственной помощи на детей.
Для этого ей нужно было пройти стандартную процедуру проверки на родство с детьми. Фэйрчайлд, два её сына и дочь сдали образцы ДНК, после чего стали ждать результаты.
"Кто вы?"
Когда результаты были готовы, Лидии позвонил взволнованный сотрудник социальной службы и велел ей немедленно прийти. Но то, что Фэйрчайлд считала обычной встречей с соцработником, превратилось в допрос. Ведь женщину заподозрили в уголовном преступлении.
- Когда я села, они закрыли дверь, а потом начали донимать меня вопросами: "Кто вы?", "Где ты взяла этих детей?", "Что ты сделала с их матерью?". Я не понимала, что происходит, - рассказывала позже Фэйрчайлд.
Всё дело в том, что результаты ДНК-теста показали очень странный результат: она не являлась матерью детей, которых воспитывала. Причём бывший муж Лидии, Джейми, согласно ДНК был их отцом, и всех их родила одна женщина... но этой женщиной была не Фэйрчайлд.
"ДНК-тест не лжёт"
Когда Лидии сказали, что она не мать, и теперь у неё будут большие проблемы, Фэйрчайлд заявила, что произошла какая-то ошибка. На что социальный работник ответил ей:
- Нет. ДНК-тест надёжен на 100%. Он не лжёт.
Лидии Фэйрчайлд не только отказали в государственной помощи, её заподозрили в том, что она является суррогатной матерью. А социальные выплаты она хотела получить мошенническим путём.
А самое ужасное - ей грозила опасность того, что у неё заберут детей. Перед тем, как отпустить Фэйрчайлд, социальный работник сказала ей:
- Мы можем приехать за вашими детьми в любое время. У нас есть законные основания забрать их прямо сейчас.
Реакция родителей
Фэйрчайлд начала паниковать. Она знала, что это её дети. Поэтому Лидия бросилась искать фотографии своей беременности и детей. Женщина рассказала обо всём своим родителям и знакомым, которые тоже не могли поверить результатам теста.
- Я думала, что она шутит, но потом она начала плакать по телефону. Я сказала: "Это, должно быть, ошибка. Я была рядом с тобой, когда родился твой первенец. Я всё видела. Я держала новорождённого ребёнка на руках", - вспоминает мать Лидии.
- Я чуть не сошёл с ума. Я не мог представить, как это могло случиться. Моя дочь не могла лгать, - говорил отец Лидии, Род.
Лидия позвонила своему акушеру, доктору Леонарду Дрейсбаху. Он принимал все роды женщины и заверил Фэйрчайлд, что если понадобится, он подтвердит её слова в суде.
- Я знал, что Лидия родила троих детей, и что они были её. Не знаю, что с этим ДНК-тестом, но я мог поклясться, там не было никакого подлога и мошенничества, - сказал тогда доктор Дрейсбах.
Золотой стандарт
Но всё это, казалось, не имело значения, потому что ДНК-тесты считались безошибочными. Они являлись своеобразным золотым стандартом в суде. Если анализ ДНК показал, что Фэйрчайлд не является матерью, то шансов у неё было мало.
Чтобы исключить возможный человеческий фактор, были заказаны новые ДНК-тесты в разных лабораториях. Это было мучительным ожиданием, но результат оказался тем же: матерью являлась другая женщина.
Только теперь Фэйрчайлд поняла, что близка к потере своих детей. По её словам, на третьем судебном слушании судья посмотрел на неё с сочувствием и посоветовал найти адвоката, потому что в ином случае у женщины просто "не было никаких шансов"...
Адвокат
Большинство адвокатов, к которым обращалась Фэйрчайлд, покачивали головами из стороны в сторону или разводили руками. По их опыту, пытаться оспорить результаты ДНК-теста было совершенно безнадежным занятием.
Лишь адвокат Алан Тинделл после долгих расспросов поверил женщине и проникся её историей. Он сказал, что сделает всё возможное, чтобы доказать версию Лидии. Хотя это не слишком-то успокаивало Фэйрчайлд. Она жила в постоянном страхе, что в следующую минуту за её детьми придут.
- Я сидела и ужинала со своими детьми, а потом просто начинала плакать. Они удивлённо смотрели на меня и спрашивали: "Мама, что случилось?" Потом обнимали меня... Но я не могла им объяснить, потому что сама не понимала..., - рассказывает Фэйрчайлд.
Случай Карен Киган
Лидии очень повезло с адвокатом. Потому что Алан Тинделл в буквальном смысле начал рыть носом землю, пытаясь найти объяснение этого феномена, и вскоре он наткнулся на очень похожий случай.
В 2002 году жительнице Бостона по имени Карен Киган понадобилась пересадка почки. Её дети изъявили желание помочь матери, но, когда врачи проверили их ДНК, оказалось, что женщина... не их мать.
Бостонские врачи задавали Киган те же вопросы, что и Фэйрчайлд в Вашингтоне. Карен ничего не могла им ответить и была в полном недоумении. Она лишь настаивала на своей правоте.
В поисках ДНК
Врачи поверили Карен и решили взять другие образцы ДНК со всего тела Киган. Ни один из них не соответствовал ДНК её сыновей... И тут им "попался" образец ткани её щитовидной железы, так как женщине недавно удалили один из узлов.
Как раз он и стал ключом к разгадке этой медицинской тайны. В щитовидной железе содержалась ДНК, которая совпала с генетическим кодом её сыновей.
- Если посмотреть на ДНК её крови - она была одним человеком, но судя по ДНК в других тканях - у неё были признаки слияния двух ДНК. В некотором смысле Киган была своим собственным близнецом, - сказал врач Уль, который написал о случае женщины статью в медицинский журнал.
Химеризм
У этого редкого состояния есть название - химеризм. Во всем мире на данный момент описано около 100 подобных случаев. Само название для термина взято из греческой мифологии, где "химера" - это чудовище, соединяющее в себе черты льва, козла и змеи.
В биологии, химера - это организм, имеющий в своём составе как минимум две группы клеток с разным генотипом. Если брать естественный химеризм, то существует несколько механизмов:
- Генетическая мутация, которая приводит к мозаицизму. То есть организм по разным причинам сам создаёт клетки с другой ДНК;
- Слияние двух или более оплодотворенных зигот в самом начале внутриутробного развития. Говоря проще, один близнец поглощает другого.
В случае с Карен произошёл второй вариант. В утробе её матери два зародыша слились и стали одним плодом, который нёс два разных генетических кода - две отдельные нити ДНК. Так Карен стала своим собственным близнецом.
Борьба за детей
Вы, наверное уже догадались, что это означало для Лидии? Когда адвокат женщины предоставил суду информацию о случае Киган, власти всё ещё относились к Фэйрчайлд с подозрением.
Как раз в то время Лидия должна была родить четвертого ребенка. Чтобы не ошибиться, судья направил в родильную палату судебного пристава, который зафиксировал процесс и немедленно взял анализ ДНК.
- Они взяли ДНК у ребёнка и у меня практически сразу после родов. Всё повторилось. Ребёнок якобы был не моим, - рассказывает Фэйрчайлд.
Даже несмотря на то, что пристав был свидетелем рождения, официальные лица полагали, что Лидия является нелегальной суррогатной матерью, и, возможно, вынашивала ребёнка за деньги.
Конец споров
Адвокат Фэйрчайлд, посовещавшись с несколькими учёными и врачами, пришёл к выводу, что в данном случае нужно сделать ДНК-тест цервикального мазка.
Как раз этот мазок, в конце концов, и доказал, что у Лидии было два разных набора ДНК. Судья закрыл дело, а Фэйрчайлд продолжила воспитывать своих детей, которые в каком-то смысле приходятся ей племянниками.
- Возможно, сегодня у меня не было бы детей, если бы мне не повезло с адвокатом, который разузнал об истории Карен. Химеризм - это настолько редкое явление, что ни один врач даже не мог его заподозрить, - говорит Лидия.