Найти тему
Лахта Центр

ОТКРЫТИЕ ЭРМИТАЖА

17 февраля 1852 года — дата открытия Эрмитажа. Сегодня в его фондах около трех миллионов экспонатов, а сам музей входит в число самых посещаемых в мире.

Фото: Alex 'Florstein' Fedorov, wikipedia.org
Фото: Alex 'Florstein' Fedorov, wikipedia.org

А начиналось все в 1764 году, когда императрица Екатерина II купила 225 картин голландских и фламандских художников и разместила их в своих личных покоях. Свою коллекцию она называла hermitage — «место уединения». Количество картин, скульптур, драгоценностей с каждым годом увеличивалось. Специально для художественных коллекций построили здания Малого и Большого Эрмитажа.

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Николай I, внук Екатерины, посчитал, что шедевры должна видеть вся Россия, и решил организовать из императорской семейной коллекции предметов искусства «художественную сокровищницу, призванную приумножить славу Российской державы».

Новый Эрмитаж в XIX веке. 
Фото: Joseph-Maria Charlemagne-Baudet, Public domain, via Wikimedia Commons, wikimedia.org
Новый Эрмитаж в XIX веке. Фото: Joseph-Maria Charlemagne-Baudet, Public domain, via Wikimedia Commons, wikimedia.org

Первый день музея

Утром 17 февраля 1852 Николай I прошел по новому музею, осмотрев его залы. А вечером состоялся праздник в честь открытия первого общественного художественного музея в России. В Эрмитажном театре показали спектакль и балет, а потом гостей пригласили на ужин в Новый Эрмитаж — «среди блеска освещения и сокровищ музея». «В зале картин итальянской школы столы были накрыты на 156 персон, в зале картин испанской школы — на 200 персон, в зале Рубенса и Ван Дейка — на 103 персоны».

Миллионная улица у Дворцовой площади. Фото конца XIX века. 
citywalls.ru
Миллионная улица у Дворцовой площади. Фото конца XIX века. citywalls.ru

Вход разрешен

Благодаря императорскому дозволению широкая публика смогла любоваться искусством зимой с 10 до 15 часов, летом — с 8 до 18. При этом вход на пару часов перекрывался, потому что «в сие время Его величество изволит сам посещать каждодневно Эрмитаж».

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Билеты были бесплатными, но заказывать их нужно было заблаговременно. Являться для осмотра искусства требовалось во фраках или мундирах. Через несколько лет билеты и дресс-код отменили. В 1880-х годах Эрмитаж принимал по 50 тысяч посетителей в год.

Здание для первого общественного художественного музея

Музей расположился в Новом Эрмитаже — это здание создано именно для экспонирования предметов искусства — 60 залов и кабинетов.

Фото: architectureguru.ru
Фото: architectureguru.ru

Проектированием занимался архитектор Лео фон Кленце, поклонник античных греческих традиций. Он предложил оформить портик фигурами атлантов у главного входа, располагавшегося тогда на Миллионной улице. Десять пятиметровых атлантов из сердобольского гранита выполнил петербургский скульптор Александр Теребенёв. Главным его помощником был каменотес Гаврила Балушкин.

Фото: westwing.ru
Фото: westwing.ru

Строительством здания руководили петербургские архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов. К работе привлекали мастеров и предприятия, которые участвовали в восстановлении Зимнего дворца после пожара. Адмиралтейство поставляло строительный лес. Конструкции перекрытий музея делали металлическими. Их изготовили на Александровском чугунолитейном заводе и Механическом заводе Эммануэля Нобеля. Вазы, торшеры, столы из цветного камня заказали алтайской колыванской, екатеринбургской и петергофской гранильным фабрикам.

Зал фламандской и голландской живописи в Новом Эрмитаже. Картина Луиджи Премацци. 
Фото: svistanet.com
Зал фламандской и голландской живописи в Новом Эрмитаже. Картина Луиджи Премацци. Фото: svistanet.com

Музейные правила

За полгода до открытия были утверждены музейные правила: штат, распределение живописи по школам, художникам и эпохе, наличие выгодного освещения. Залы с особо ценными экспонатами предписывалось охранять гренадерам. Но главным в инструкции по работе музея было заключение: «Первоначальное размещение зависит от государя императора». Николай I, к примеру, велел увеличить количество русской живописи в коллекции, благодаря чему была открыта Галерея русской школы.

Зал монет и медалей в Новом Эрмитаже. Картина Луиджи Премацци, 1853 г. 
Фото: pastvu.com/p/827749
Зал монет и медалей в Новом Эрмитаже. Картина Луиджи Премацци, 1853 г. Фото: pastvu.com/p/827749

С течением лет музей расширился, и Эрмитаж занял весь царский дворец — комплекс из пяти зданий. Это, конечно, уже не «место уединения», но однозначно пространство, где соединились история и искусство.

Фото: life-routes.ru
Фото: life-routes.ru