17 февраля 1852 года — дата открытия Эрмитажа. Сегодня в его фондах около трех миллионов экспонатов, а сам музей входит в число самых посещаемых в мире.
А начиналось все в 1764 году, когда императрица Екатерина II купила 225 картин голландских и фламандских художников и разместила их в своих личных покоях. Свою коллекцию она называла hermitage — «место уединения». Количество картин, скульптур, драгоценностей с каждым годом увеличивалось. Специально для художественных коллекций построили здания Малого и Большого Эрмитажа.
Николай I, внук Екатерины, посчитал, что шедевры должна видеть вся Россия, и решил организовать из императорской семейной коллекции предметов искусства «художественную сокровищницу, призванную приумножить славу Российской державы».
Первый день музея
Утром 17 февраля 1852 Николай I прошел по новому музею, осмотрев его залы. А вечером состоялся праздник в честь открытия первого общественного художественного музея в России. В Эрмитажном театре показали спектакль и балет, а потом гостей пригласили на ужин в Новый Эрмитаж — «среди блеска освещения и сокровищ музея». «В зале картин итальянской школы столы были накрыты на 156 персон, в зале картин испанской школы — на 200 персон, в зале Рубенса и Ван Дейка — на 103 персоны».
Вход разрешен
Благодаря императорскому дозволению широкая публика смогла любоваться искусством зимой с 10 до 15 часов, летом — с 8 до 18. При этом вход на пару часов перекрывался, потому что «в сие время Его величество изволит сам посещать каждодневно Эрмитаж».
Билеты были бесплатными, но заказывать их нужно было заблаговременно. Являться для осмотра искусства требовалось во фраках или мундирах. Через несколько лет билеты и дресс-код отменили. В 1880-х годах Эрмитаж принимал по 50 тысяч посетителей в год.
Здание для первого общественного художественного музея
Музей расположился в Новом Эрмитаже — это здание создано именно для экспонирования предметов искусства — 60 залов и кабинетов.
Проектированием занимался архитектор Лео фон Кленце, поклонник античных греческих традиций. Он предложил оформить портик фигурами атлантов у главного входа, располагавшегося тогда на Миллионной улице. Десять пятиметровых атлантов из сердобольского гранита выполнил петербургский скульптор Александр Теребенёв. Главным его помощником был каменотес Гаврила Балушкин.
Строительством здания руководили петербургские архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов. К работе привлекали мастеров и предприятия, которые участвовали в восстановлении Зимнего дворца после пожара. Адмиралтейство поставляло строительный лес. Конструкции перекрытий музея делали металлическими. Их изготовили на Александровском чугунолитейном заводе и Механическом заводе Эммануэля Нобеля. Вазы, торшеры, столы из цветного камня заказали алтайской колыванской, екатеринбургской и петергофской гранильным фабрикам.
Музейные правила
За полгода до открытия были утверждены музейные правила: штат, распределение живописи по школам, художникам и эпохе, наличие выгодного освещения. Залы с особо ценными экспонатами предписывалось охранять гренадерам. Но главным в инструкции по работе музея было заключение: «Первоначальное размещение зависит от государя императора». Николай I, к примеру, велел увеличить количество русской живописи в коллекции, благодаря чему была открыта Галерея русской школы.
С течением лет музей расширился, и Эрмитаж занял весь царский дворец — комплекс из пяти зданий. Это, конечно, уже не «место уединения», но однозначно пространство, где соединились история и искусство.