В. Б. Кудрин.
Природа памяти издревле вызывает множество вопросов, кажущихся неразрешимыми. Например, почему память не подчиняется законам метрического пространства, то есть не убывает "обратно пропорционально квадрату расстояния" от вспоминаемого события, – зачастую более ранние события помнятся более ярко и чётко, чем происшедшие совсем недавно? Почему одни и те же события вспоминаются их участниками по-разному, и их воспоминания не удаётся совместить в единую непротиворечивую схему? (Об этом – фильм Акиры Куросавы "Расёмон", вышедший в 1950 году). Почему в сновидениях вдруг всплывают, в мельчайших деталях и подробностях, давние события, кажущиеся наяву безвозвратно забытыми?
И, вместе с тем, почему до сих пор не удаётся управлять процессом "вспоминания", то есть произвольно и направленно извлекать из памяти фрагменты, относящиеся к конкретному периоду жизни "испытуемого" (или "пациента"), с тем, чтобы эти фрагменты не были бы "забиваемы" ("заглушаемы") впечатлениями более поздних событий и явлений?
Нам представляется, что эти вопросы не могут быть разрешены в рамках господствующей редукционистской парадигмы.
Память – не есть нечто внешнее (добавочное) по отношению к жизни, а само содержание жизни, остающееся живым и после прекращения видимого существования предмета в вещественном мiре. Однажды воспринятое впечатление, будь то впечатление от сгоревшего ныне храма, слышанного когда-то музыкального произведения, название и фамилия автора которого давно забыто, фотографии из пропавшего семейного альбома, – не пропали, и могут быть воссозданы из "небытия" [Кудрин, 2019]. Процессы запоминания, мышления и воспроизведения памяти не могут быть полностью сведены не только к законам физиологии и психологии, но и к элементарным арифметическим операциям: мощность несводимых операций неизмеримо превосходит счётное множество сводимых, до сих пор являющихся базой современной информатики.
Как уже неоднократно отмечалось в более ранних публикациях, согласно классификации чистой математики, данной А.Ф. Лосевым, корреляция относится к области математических явлений, проявляющихся в "казусах, в жизни, действительности" [Лосев, 2013], и является предметом изучения исчисления вероятностей – четвертого типа числовой системы, синтезирующего достижения трех предыдущих типов: арифметики, геометрии и теории множеств. Корреляция физическая (понимаемая как несиловая связь) – не омоним математической корреляции, а ее конкретное вещественное выражение, проявляемое в формах усвоения и актуализации информационных блоков и применимое ко всем видам несиловой связи между системами любой природы. Корреляция – не передача информации из "одной точки пространства в другую", а перевод информации из динамийного состояния суперпозиции – в энергийное, при котором математические объекты, приобретая энергийный статус, становятся объектами физического мiра. При этом их исходный математический статус не "пропадает", то есть физический статус не отменяет статус математический, а лишь добавляется к нему [Кудрин, 2019].
На тесную связь понятия корреляции с монадологией Лейбница и Н.В. Бугаева впервые указал В.Ю. Татур:
"В парадоксе Эйнштейна-Подольского-Розена нашли наиболее четкую формулировку следствия, вытекающие из нелокальности квантовых объектов, т.е. из того, что измерения в точке А влияют на измерения в точке B. Как показали последние исследования – это влияние происходит со скоростями, большими скорости электромагнитных волн в вакууме. Квантовые объекты, состоящие из любого количества элементов, являются принципиально неделимыми образованиями. На уровне Слабой метрики – квантового аналога пространства и времени – объекты представляют собой монады, для описания которых применим нестандартный анализ. Эти монады взаимодействуют между собой и это проявляется как нестандартная связь, как корреляция" [Татур, 1990].
В работе [Татур, 2020] эта тема получила дальнейшее развитие:
"Чему же соответствуют ультраметрические пространства Qₚ?
Очень чётко об этом написал А.Ю. Хренников в работе «Моделирование процессов мышления в р-адических системах координат»:
«В наших моделях р-адическая метрика имеет ясную когнитивную интерпретацию. Если две идеи имеют обширную общую ассоциацию, то они близки в р-адической метрике. … наши р-адические модели описывают ассоциативное мышление» [Хренников, 2013, с.21].
Таким образом, ультраметрические пространства Qₚ есть форма описания ментальных пространств.
В своей работе «Р-адические числа, ультраметрика и ментально-вещественный мир» [Татур, 2017], я приводил размышления А.Ю. Хренникова к описанию ментального пространств на основе р-адического анализа.
Оно, во-первых, не непрерывно, поскольку мысли нельзя делить до бесконечности, или это означает, что пространство не является связным. «Любое p-адическое дерево можно разбить на две части, не имеющие общей границы или, что эквивалентно, на две непересекающиеся части, являющиеся одновременно и открытыми, и замкнутыми» [Хренников, 2013, с. 11].
Во-вторых, оно дискретно и обладает иерархической структурой, т.е. для двух ментальных объектов всегда существует некоторый ментальный объект, который стоит в иерархической системе выше указанных двух.
В-третьих, оно не является однородным, т.е. существует жесткая иерархия: корень, ствол, ветви, ответвления, листья.
В-четвертых, это пространство ультраметрическое, т.е. два ментальных состояния являются близкими, если у них достаточно длинная общая часть дерева.
В-пятых, оно не является упорядоченным, т.е. нельзя сравнить два произвольных ментальных объекта.
Кроме того, р-адической модели присуща нелокальность, только не в физическом пространстве Rm, а в пространстве Qₚ.
Поскольку всякий объект в физическом пространстве Rm связан с физическими точками этого пространства, то он обязательно связан с некоторым р-адическим деревом пространства Qₚ. Каждое такое дерево – это смысловое поле этого объекта, сопряженность в общей иерархии объектов со смыслами, находящимися выше него.
В своей работе «И Слово стало плотию» [Татур, 2012] я привел для физической точки, например, пять иерархически связанных уровней, начиная с клетки. Их может быть и больше.
Человек, являясь физическим объектом, связан со всеми этими смысловыми уровнями. <…> Своими действиями он может отражать свой р-адический смысл, а может искажать. Такое своеволие связано с тем, что человек, управляя инверсией внешнего во внутреннее, а также саморекурсией, использует свойства субстанции Отображения, которая является основой объектов р-адического пространства. Человек, с одной стороны, есть определенная идея, слово и потому определен в своей деятельности и намерениях, а с другой, - он может управлять субстанцией, которая является основой этих смыслов. Он может действовать не только в рамках пространства своего общественного тела, не только на уровне смыслов Биосферы, но и Вселенной, как всей проявленной материи, Космоса, как всей оформленной материи, и Мiра, как Космоса и субстанции Отображения. Человек не просто космическое существо, связанное со всеми смысловыми уровнями физической точки, человек – деятельный космический субъект, влияющий на все уровни космической иерархии, а потому несущий космическую ответственность. Если человек осознанно мыслит, например, на уровне Биосферы, т.е. в иерархии смыслов и организации физической точки поднимается на уровень выше организации отдельного живого существа или рода, то действия его часто идут в разрез с действиями его соплеменников, а его деятельность в р-адическом пространстве влияет на смыслы существования Биосферы и всех на ней живущих. Степень этого влияния зависит от многих факторов, в том числе от степени слияния индивидуального смысла и смысла, отвечающего бытию Биосферы, от характера механизмов сопряжения изменений в р-адических структурах и физических процессов в Биосфере, клетках, атомах и т.д.
Но если р-адический мир и мир физических процессов существует как единое целое, то должно же существовать соответствие между р-адическими структурами и свойствами объектов и процессов евклидового пространства" [Татур, 2012].
Для того, чтобы математика отражала не только изменения, происходящие на трехмерной поверхности физического мiра, но и реальное взаимодействие ультраметрических и метрических пространств, ментального и физического уровней Бытия, надо не пытаться редуцировать процесс этого взаимодействия к господствующим ныне математическим методам, а создать адекватную ему математическую модель. Именно такой моделью, как мы уже неоднократно отмечали, видится нам Корреляционное исчисление [Кудрин, 2019].
ЛИТЕРАТУРА
Кудрин В.Б. Бытийный статус числа и вселенская информационная сеть – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.
Кудрин В.Б. Пути преодоления редукционистской математики и создания математики целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25195, 17.02.2019:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001g/00163952.htm
Кудрин В.Б. Голограмма памяти и классическая филология // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25555, 04.07.2019:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001g/00164080.htm
Кудрин В.Б. Живительная сила некоммутативности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.26404, 19.05.2020:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00164384.htm
Кудрин В.Б. Первичность математических объектов по отношению к физическим // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.26711, 01.10.2020: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00164514.htm
Кудрин В.Б. Ультраметрика – необходимое условие органичности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28260, 03.01.2023:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00165194.htm
https://dzen.ru/a/Y7ZgILPX2DsnjVdb
Лосев А.Ф. Диалектические основы математики. М.: Academia, 2013.
Татур В.Ю. Тайны нового мышления. М.:1990.
Татур В.Ю. И Слово стало плотию // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17813, 27.12.2012:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011245.htm
Татур В.Ю. Р-адические числа, ультраметрика и ментально-вещественный мир // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.23820, 12.10.2017:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/00012019.htm
Татур В.Ю. Р-адический человек. "Другое измерение", 22.03.2020:
https://dzen.ru/a/XnDshiDw3R8creBk
Хренников А.Ю. Моделирование процессов мышления в р-адических системах координат, М.: 2013.
Виктор Кудрин.
Всего Вам доброго.