философия средних веков принадлежит эпохе феодализма.
1-9 века соперничали учения стоиков эпикурейцев и неоплатоников.
философия средних веков уходит корнями в религии единобожия.
в основе монотеизма лежат 2 принципа: идея творения и идея отковения. обе тесно
связанны между собой.
отсюда зависимость средневековой философии от теологии и институтов от церкви.
средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.
природа и человек как творение бога.
активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса, и передается богу
знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем
ключ к познанию-вера.
бог высшее благо- все сотворенное тоже хорошо и совершенно-зло есть небытие оно не
есть положительная реальность не есть сущность.
полемика реализма и номинализма.
многие особенности средневековья появились в происходившей на протяжении нескольких веков
борьбе реализма и номинализма.
реализм- учение, подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, а не единичные
предметы. средневековый реализм переплетается с платонизмом.
номенализм- общие понятия- только имена, не обладают никаким существованием вне и
помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков.
спор между ними возник из за проблемы единичного и общего.
Фома Аквинский.
систематизатор средневековой схоластики.
Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии опираясь на учения
Аристотеля преобразованным таким образом чтобы не вступало в конфликт с догматами
творения мира из ничего.
сущности как субстанции обладают самостоятельным бытием в отличии от акциденции,
которые существуют благодаря субстанциям.
Фома выделяет 4 уровня бытийности вещей.
низшая ступень- неорганические стихии и минералы.
на след. ступени форма предстает как конечная причина вещи.
третий уровень-животные.
4я ступень- форма уже сама по себе, независимо от материи, это дух,ум,душа.высшее
из сотворенных сущих.
в мире Фомы сущими оказываются индивиды. своеобразный персонализм составляет специфику
как томистской онтологии так и средневекового естествознания, предмет которого-
действие индивидуальных скрытых сущностей-деятелей.
учение Фомы-томизм- пользовалось большим влиянием в средние века.
это учение возрождается и в 20 веке по названием неотомизма.