Найти тему

Дмитрий Менделеев на воздушном шаре (а Репина не взяли)

7(19) августа 1887 года Дмитрий Иванович Менделеев полетел на воздушном шаре. И случилось это так.

Менделеев на протяжении нескольких лет активно занимался вопросами воздухоплавания, особенно его интересовали верхние слои атмосферы, где неооходимо был искать « зародыш всех погодных изменений, в погоде совершающихся». В 1875 году Дмитрий Иванович представил проект воздушного шара для полета в стратосферу (примиерно на таком полетят в 1924-м), а в 1878 году, находясь во Франции, совершил свой первый подъем на привязном аэростате Анри Жиффара. Но подъем – это не полет, а наука должна быть соединена с практикой.

Удачная возможность проявилась в августе 1887 года (Менделееву тогда было 53 года). На 19 августа было запланировано солнечное затмение, и Императорское русское техническое общество пригласило Менделеева подняться на воздушном шаре для проведения наблюдений.

Тот самый шар
Тот самый шар

Шар должен был стартовать рано утром 19 августа из подмосковного Клина. Огромный желтый воздушный шар «Русский» был доставлен военными из Петербурга накануне. Поезда из Москва и Санкт-Петербурга в Клин были забиты болельщиками и журналистами под завязку. Приехал Гиляровский написать о знаменательном событии. Приехали художники Репин и Перов, которые сразу же стали просить Менделеева тоже полетать на воздушном шаре. В Клину вообще не было приличных гостиниц, поэтому, народ, выпив и съев все, что было в привокзальных буфетах, потянулся на Ямское поле.

Памятный знак в Клину на месте старта полета Менделеева.
Памятный знак в Клину на месте старта полета Менделеева.

А там были проблемы. Шар заправляли водородом при отвратительной погоде: дождь и сильный ветер. От дождя сам шар, корзина и все остальное очень сильно намокло. Взлетать надо было около 6 утра, и выяснилось, что шар не потянет не только художников, но и вообще никого, кроме одного человека.

Картина Ильи Репина. Обратите внимание, какая маленькая корзина.
Картина Ильи Репина. Обратите внимание, какая маленькая корзина.

Минимальный экипаж состоял из двух человек: Менделеев как ученый и поручик Александр Кованько как управляющий воздушным шаром. В 6:35 Менделеев сказал, что он полетит один, и пусть поручик ему быстро расскажет, как этим шаром управлять. Инструктаж по управлению и технической безопасности занял 5 минут (затмение уже вот-вот было должно начаться), и Менделеев в одиночку начал подъем, заодно выбросив из корзины часть балласта, включая табуретку. Через 3 минуты стало полностью темно.

«Кругом солнца я увидел светлый ореол или светлое кольцо чистого серебристого цвета, — писал он впоследствии об увиденном. — Ни красноватого, ни фиолетового, ни желтого оттенка я не видел в «короне». Она вся была цвета одного и того же, но напряженность, интенсивность и яркость света уменьшалась от черного круга луны. Сила света была примерно как от Луны». Невооруженным глазом Менделеев сумел рассмотреть несколько «протуберанций», выступавших за края диска.

Еще немного пролетев, Менделеев хотел начать спускаться, но выяснилось, что канат, присоединенный к клапану спуска, запутался в стропах и не работает. Менделеев его немного попытался ремонтировать, но потом подумал, что спокойнее подождать, пока газ закончится и шар сам постепенно опустится вниз.

Менделеев имел очень выгодную для карикатуристов внешность
Менделеев имел очень выгодную для карикатуристов внешность

Суммарно он летал около трех часов. За полетом наблюдали из заранее намеченных точек, и слали телеграммы «Шар пролетел вот здесь». Какие-то остроумные идиоты написали: «Шар видели, Менделеева – нет». В 9:20 утра шар опустился совсем низко, и крестьянин Егор Григорьев привязал его за якорную цепь к дереву. У крестьян были определенные сомнения, не является ли Менделеев иностранным шпионом, но эти сомнения удалось развеять.

Воздушный шар приземлился вблизи села Спас-Угол, принадлежащего семье Салтыкова-Щедрина. Менделеева хорошо встретили, напоили чаем и посадили на обратный поезд.

Хотя каких-то выдающихся открытий от этого полета не последовало, он привлек огромное внимание к развитию воздухоплавания в России. Если бы у Менделеева была техническая возможность полетать со стерхами или опуститься на дно за древними амфорами, он бы это тоже с удовольствием сделал.

Вот французы дали Менделееву специальную медаль за полет.
Вот французы дали Менделееву специальную медаль за полет.

Александр Матвеевич Кованько, который не смог поуправлять этим воздушным шаром, дослужился до генерал-лейтенанта, под его руководством был построен первый русский дирижабль и пять самолетов. Будучи уже немолодым и больным, умер в 1919 году в Одессе. В память о нем есть улица в Санкт-Петербурге. Его сын Александр Александрович Кованько, воевавший за Врангеля, эмигрировал в Югославию, где погиб в 1926 году при испытании самолета собственной конструкции.

Кованько А.М.
Кованько А.М.
Кованько А.А., сын
Кованько А.А., сын

Источники: https://aif.ru/society/history/mendeleev_na_vozdushnom_share_istoriya_riskovannogo_poleta_velikogo_himika

https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/letel_iz_klina_vozdushnyy_shar/

https://aviator.guru/blog/43108938696/Kak-Dmitriy-Ivanovich-Mendeleev-na-vozdushnom-share-letal