Найти в Дзене

Как выглядит отчет по итогам маркетингового исследования

Когда клиенты впервые обращаются к нам, их абсолютно резонно интересует, что же они получат по итогам исследования. Хотели бы ответить на вопросы, которые мы чаще всего слышим от клиентов по поводу финального отчета.

Нет, мы не про визуальное содержание отчета, а смысловое :) (Источник фото - https://www.pwlcapital.com/fr/pourquoi-investir-dans-les-fnb/)
Нет, мы не про визуальное содержание отчета, а смысловое :) (Источник фото - https://www.pwlcapital.com/fr/pourquoi-investir-dans-les-fnb/)

Есть ли какой-то шаблон или стандарт, по которому пишется отчет? Сразу скажем, что мы не можем заранее согласовать структуру или точный план отчета. Дело в том, что результат всегда зависит от инсайтов, которые мы получим. Мы можем лишь предполагать примерную структуру, но утверждать какие-то четкие рамки – бессмысленно. Прелесть качественных исследований как раз-таки и заключается в том, что в большинстве случаев мы получаем неожиданную информацию, о которой никто даже и не задумывался. Поэтому практически изначально предполагаемая структура может меняться, чтобы изложение информации было более четким и наглядным. Таким образом, инсайты формируют отчет – а не наоборот.


Можно ли как-то отличить качественный отчет от не очень качественного? Ключевой критерий того, хороший отчет вы читаете или плохой – степень понимания написанного. В хорошем отчете должно быть понятно как каждое отдельное предложение, так и полученные из исследования выводы. Отчет пишется именно для того, чтобы он был понятен даже тому, кто не знаком с тонкостями конкретного исследования. Информация из него потом будет использоваться внутри компании, но очевидно, что не каждый ее сотрудник принимал участие в работе над исследованием. Поэтому чем лучше отчет, тем больше практической пользы может из него извлечь даже далекий от исследования сотрудник.

Если же прочитанное вызывает у вас много вопросов, то, скорее всего, дело не в вас – в отчете действительно что-то не так. Проблема может быть не только в самом документе, но и в том, как проведен анализ. Вероятно, были допущены ошибки при рекрутменте респондентов, составлении гайда или на самих интервью, поэтому полученная информация вышла неполноценной. Но, как правило, неудачный отчет – это сочетание всех этих факторов.


Хорошо, но есть ли какие-то вопиющие показатели качественной работы? Конечно, есть и весьма конкретные вещи, по которым можно определить качество отчета.

Например, частая ошибка – не очень понятные формулировки. Иногда к нам в руки попадают отчеты, в которых есть подобные фразы: «Преимущество сервиса – это высокое качество». А что такое «высокое качество»? Этот вывод нуждается в дополнительном разъяснении, ведь под ним могут иметься в виду совершенно разные вещи.

Приведем пример из исследования. У нас было исследование, связанное с приобретением обуви в эконом-сегменте. На опросах мы выяснили, что при выборе обуви для респондентов важно ее качество. Мы могли бы остановиться на этом утверждении и оставить его в отчете в таком виде, однако возвращаемся к значению этой фразы: оно неоднозначно. Поэтому дальше мы выяснили, что для одного респондента качество – это когда не торчит клей, для другого – чтобы обувь была кожаная, для третьего – чтобы обувь не развалилась через неделю после покупки... То есть для каждого человека (или сегмента респондентов) одно и то же утверждение может означать совсем разное. А что же делать в итоге клиенту? Над чем работать? Делать обувь кожаной и увеличивать цену? Сокращать количество клея? Что-то еще? Ответ на этот вопрос должен быть сформулирован предельно четко и аргументированно.


Что обязательно должно присутствовать в отчете? В отчет мы всегда включаем следующие разделы:

1. Общая информация о проекте и описание его деталей. Здесь мы прописываем тему, цели и задачи исследования, количество проведенных интервью/ фокус-групп, а также характеристику целевых аудиторий.

2. Полученные инсайты и их детальный анализ. В данном разделе должна быть информация по всем важным темам и гипотезам, которые обсуждались и ставились до исследования. И, конечно, это ни в коем случае не «пересказ услышанного» - но обязательно анализ полученной информации.

3. Почти в каждый отчет мы включаем цитаты респондентов, которые отлично иллюстрируют какой-то инсайт или вывод. Технически можно обойтись и без них. Однако, как правило, заказчику интересно услышать «живую» речь респондента и то, как именно он говорил какую-то вещь. К тому же существуют цитаты, которые наиболее ярко раскрывают те или иные пункты – с ними отчет выглядит живописно.

4. Выводы и рекомендации. Это ключевые и самые важные инсайты, которые мы нашли, но уже без детализации, ведь они уже подробно разобраны в предыдущем разделе. Здесь же мы даем конкретные рекомендации по поводу того, в какую сторону стоит двигаться клиенту и как расставлять приоритеты. Также иногда мы вставляем сюда дополнительные рекомендации, которые не касаются непосредственно исследования, но на наш взгляд являются важными.


Сколько обычно слайдов в отчете и в каком он формате? В среднем наш отчет занимает около 70-80 слайдов. Однако, опять же, все зависит от масштабов конкретного исследования и поставленных задач.

Весьма часто мы видим искреннее недоумение в глазах клиентов, когда они слышат о таком количестве слайдов. Мы же отвечаем, что все нормально: такой полноценный отчет нужен для внутренней работы компании. В него мы включаем абсолютно все важные детали именно для тех, кто будет использовать этот отчет для своей работы.

Но да, представьте, каково это: презентовать отчет такого размера. Именно поэтому по просьбе клиента мы готовим специальную сокращенную версию отчета на 10-20 слайдов, которая отлично подходит для быстрого ознакомления с результатами. Однако с ней нельзя работать – в ней информация дана в весьма поверхностном виде. Это нерабочий вариант отчета, потому что в нем нет всех важных деталей по поводу исследования.

Что касается форматов, то обычно мы присылаем итоговый отчет в двух форматах. Во-первых, это PPT – общепринятый формат, в котором делаются отчеты. Во-вторых, мы предоставляем его и в PDF, так как из-за различий в установленных программах и операционных системах отчеты в PPT могут отображаться некорректно.

Пожалуйста, подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки, если вам понравилась публикация!
А если вы хотите узнать о маркетинге ещё больше, то заходите в наш блог!