2
Корысть есть глубокое, коренное чувство достигнутого необходимо-жизненного самочувствия, а точнее Богочувствия, когда ты понимаешь, что посредством хоть приобретений, хоть лишений, хоть приречений, хоть отречений, хоть лёгкости, хоть трудностей, хоть принятия радости, хоть терпения боли ты достигаешь осуществления смысла своей жизни, то есть исполнения того, чего от тебя хочет Бог, Судьба, Природа, Мир Духа, того, на что́ Они тебя вообще родили, кормили, учили, берегли, направляли, воспитывали. И тогда ты понимаешь, что абсолютного бескорыстия не существует так же, как ничего в Природе земной и небесной не делается просто так, а всё делается с целью общей или частной пользы. А абсолютное бескорыстие оказывается абсолютным беспользием, а значит бессмыслием, бесцелием, бесплодием, нелепостью, пустотой. Это просто красивый звук, вдохновляющий людей на подвиг обретения истинной корысти.
Когда ты говоришь или думаешь, что у тебя нет никакой корысти, ты её просто не замечаешь, или не обращаешь на неё внимания, или считаешь её чем-то само собой разумеющимся и не нуждающимся в отметке. Но ведь ты её никому и ни за что́ не отдашь ! И вот именно то, чего человек никому ни за что́ не отдаст, чего он не обменяет ни на что́ другое — и есть его корысть. Твоя корысть находится в пользе другого человека, в удовлетворении его действительной нужды, которую не может удовлетворить никто, кроме тебя, если Бог поручил это дело именно тебе. Твоя корысть заключается, как ты говоришь, в полном выходе из системы мира коммерческой цивилизации, в возвращении к основам племенного устройства, к братским, родственным отношениям между людьми. А разве твоё желание подавать кому-то пример своей послушной Богу жизнью, делами, поведением не есть часть твоей корысти, твоей цели, твоей необходимости, твоей выгоды ? Разве твоё желание уподобиться Иисусу не есть твоя корысть, твоя польза, от достижения которой, как ты уверен, будет благо всем ? И вот так у каждого человека есть своя корысть: материальная, духовная, душевная или нравственная. И если тебе просто не нравится это слово, то дело в слове, а не в понятии, — замени слово синонимами. А мне оно нравится, потому что мне нравится моя корысть, потому что моей корыстью всегда была чистота перед Совестью, невиновность перед людьми, слияние с Волей Отца, Общее и Вечное Благо.
Посмотри: что́ это, если не корысть ?
Не собирайте себе сокровищ на Земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Это самая натуральная корысть, но только не земная, а небесная, Божественная.
И это корысть:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
И вот это корысть:
Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его ?
У этих богатство в сундуках, а у этих — в уповании на Господа и в покое Совести. Да если уж на то пошло, так мы самые корыстолюбивые люди на Земле, а точнее мы истинно корыстолюбивые, ибо тянемся к той добыче, которая вечна и полезная для всех, а глупцы и слепцы дерутся здесь за какое-то барахло, которое губит всех и истлевает, порой, раньше, чем истлевают они сами.
Каждая тварь в Природе знает только себя, всё воспринимает, понимает, чувствует и ощущает только через себя и всё, что́ делает, делает только для себя — это всеобщий закон, который не изменят никакие бескорыстники. Разница только в том, что испорченная, отделённая от Бога человеческая тварь, делая что-то для себя, губит себя, ходит по краю, срывается в пропасть; а чистая, боговольная, блаженная тварь, делая что-то для себя, делает это для блага всех, ибо её глубокая внутренняя личная корысть совпадает со всеобщей ко́рыстью, то есть всеобщей и истинной пользой.[4]
Надо сказать ещё, что корысть — перемещающееся самочувствование. Человек в разные периоды или моменты своего существования может что-то сделать корыстно для своего тела, духа или души, а в другой момент отречься от этой своей нижней корысти и хоть что-то сделать для своей вышней корысти, то есть ”бескорыстно”, для блага всех — а значит корыстное для покоя своей Совести, искупления своего тёмного, дремучего прошлого себялюбия. Так происходит у многих людей, которые обречены на эти шатания от одной корысти к другой, из-за чего никогда не знаешь, что́ и когда́ от них ожидать.
Ты говоришь: «Я никогда не платил другу за что-либо, но всегда был готов помочь ему. Он не пользуется деньгами на протяжении многих лет, а бескорыстно и безвозмездно служит всем и вся, что и делает жизнь без денег возможной. Также он принимает безвозмездное служение от других. Вся Природа отдает себя, не ожидая, что сегодня или в будущем с Ней кто-то расплатиться. Солнце светит на нас всех и даже если бы мы хотели как-то отплатить солнцу, то, увы, мы не можем этого сделать. Разве это не безотносительное бескорыстие ?»
Нет, это не безотносительное бескорыстие. Это очень даже корыстное отношение. Что́ тебе здесь непонятно ? Ведь и тебя и твоего друга Кто-то обязывает, отказываясь от ”корысти”, поступать ”бескорыстно”, то есть поступать так, а не иначе, и вот именно в поддержании добрых отношений с Тем, Кто вас обязывает, и Кто будет недоволен вами, если вы поступите недостаточно ”бескорыстно”, и заключается ваша корысть. Это же любовь, а корыстней любви нет ничего в Мироздании. Это не понятно ? И причём здесь деньги ? Всё дело в Божьей Воле. Воля Божия есть освящение наше, послушание Отцу — наша высшая святая корысть, ради которой мы отказываемся от всех нижних корыстей, — именно наше послушание Ему очищает всё, к чему нам приходится прикасаться, с чем иметь дело, — это касается и денег в том числе.
Не имея возможности чувствовать Божью Волю в совершенстве, человек воюет с вещами, чтобы они его не соблазняли, не смущали, не искушали, не прельщали, не заманивали, не сбивали с пути, не вводили в грех, не дразнили, не поглощали, не затягивали, не ели, не губили, — он боится вещей, в то время как боятся нужно только самого себя, своей немощи, своей самотности, своей отделённости, отдалённости от Бога, своего недоверия Ему. Это всё детство. Все дети, настрадавшись от самовольного обращения с вещами, начинают боятся вещей. Я тоже, в своё время, пока был духовным ребёнком, боялся вещей, боялся, пока не увидел, что все вещи находятся в Его Руках, что это Он ими управляет, и что Он будет пугать меня ими до тех пор, пока я не окажусь в его Руках, пока к каждой вещи не научусь прикасаться только по Его Повелению, — не разрешению, а Повелению !
Так что не нужно говорить о деньгах, как о чём-то абсолютно плохом. Ты, в виду твоего и нашего положения, спасаешь нас именно деньгами, которые представляют собой средство выражения твоего отношения к Богу, к своей душе, к людям, — средство, вот и всё. А средство, ни одно средство(!) не бывает ни плохим, ни хорошим, но любое средство может служить как плохой, праздной, беспутной, так и хорошей, дельной, благотворной цели, как губительной, так и спасительной корысти. Люди веками отрекались от вещей и денег не потому, что вещи и деньги — зло, а чтобы испытать степень своего упования на Бога, глубину своей веры Ему, меру своей отданности в Его Власть, чтобы узнать, на какой ступени, спускаясь в пропасть смерти, они перестанут доверять Ему свою жизнь и снова возьмут её в свои дырявые и трясущиеся руки. И это была их ближайшая корысть, и деньги и вещи помогали им в достижении этой корысти, помогали тем, что им было от чего отрекаться.
Так нужны деньги или не нужны ? Нужны, они нужны так же, как нужно всё, с помощью чего мы можем являть нашу любовь, надежду, веру, дружество, братство, родственность, послушание, преданность, Вечность.
_______________________________________
[4] Укр. ко́ристь — рус. польза.