В молодости я был большим фанатом советского кино — собирал статьи, заметки, книжки о любимых актёрах... Нет, я не разлюбил всё это сейчас, просто отношусь гораздо спокойнее, а с развитием Интернета найти какую-либо информацию стало настолько просто, что коллекционирование материалов само собой ушло далеко-далеко на задний план.
Кроме коллекционирования, я тогда пробовал даже общаться с некоторыми актёрами — с помощью «Прямых линий», устраиваемых украинской редакцией газеты «Комсомольская правда» (на российские «Прямые линии» звонить было дорого). Так я побеседовал с несколькими актёрами, и первым из них был Михаил Михайлович Козаков — я писал об этом в публикации, посвящённой юбилею этого замечательного артиста и режиссёра.
Общаться с Козаковым мне очень понравилось, но самой приятной была беседа с Олегом Павловичем Табаковым.
О чём мы беседовали? Для начала — предыстория.
Мне было около двадцати лет, и я как раз тогда прочитал книгу об этом великом актёре. А ещё примерно в тот же период я прочёл роман Ивана Гончарова «Обыкновенная история», и уже знал, какое особое место эта вещь занимала в биографии Табакова.
В этом романе два основных героя — дядя и племянник Адуевы. Племянник Саша — романтик, дядя Пётр Иванович — циник, и сюжет в основном строился на их антагонизме (впрочем, к концу произведения племянник стал на «путь истинный», и даже превосходил дядюшку).
К чему я это рассказываю? А вот к чему. В 1966 году драматург Виктор Розов сделал инсценировку романа для театра «Современник», и Галина Волчек поставила легендарный спектакль (в 1970 году экранизированный). Дядю играл Михаил Козаков, племянника — Олег Табаков.
Постановка эта имела огромный успех, и создатели даже Государственную премию СССР за неё получили. Ну и телеверсия поклонников, конечно, добавила!
Прошло более двадцати лет, и Табаков снова сыграл в этой постановке, только это был не «Современник», а «Табакерка», и сыграл он на этот раз дядю (в роли племянника был молодой на тот момент Евгений Миронов).
И вот в связи с этим у меня возник вопрос. Перед прочтением романа Гончарова я уже приблизительно знал сюжет, и думал, что мои симпатии будут на стороне Саши, племянника. Но во время чтения понял, что всё не так просто, и то, что говорил дядя Пётр Иванович — на самом деле правда жизни, а Саша — какой-то излишне далёкий от реального мира. Роман оказался глубже, предположительно отрицательный персонаж оказался не совсем отрицательным, и я бы осудил Адуева-старшего разве что в некоторых отдельных моментах, где он явно перегибал палку. Например, предложил использовать литературные творения Саши как материал под поклейку обоев.
Я решил спросить у Олега Павловича, какой же из Адуевых ему ближе по-человечески, старший или младший. Когда я набрал номер редакции, там выслушали меня, одобрили вопрос, и я был соединён с Табаковым.
Олег Павлович очень оживился, услышав мой вопрос — явно чувствовалось, что ему это было интересно. Он вкратце упомянул, как играл обоих Адуевых, и сказал, что в каждом из нас заключаются частички характеров и одного, и второго персонажа. И рассказал, что однажды у него был творческий вечер в котором он сначала выходил в образе племянника, а потом — в образе дяди. Потом он поблагодарил меня за вопрос и пожелал мне удачи.
Я всегда считал и продолжаю считать Олега Табакова великим актёром. А после разговора убедился, что он обладает потрясающим, практически магнетическим обаянием, которое прекрасно передаётся даже через телефонную трубку. Его интонации завораживали и автоматически располагали к нему.
Это был единственный раз, когда мой вопрос не был опубликован — похоже, интересных вопросов было много, и редакция выбирала только то. что заинтересует широкую публику. Это при том, что этой «Прямой линии» отвели две газетные полосы (обычно размещали всё на одной).
Я не сильно расстроился, потому что в любом случае получил большие положительные эмоции от короткого телефонного общения с легендарным человеком. Жаль только, что тогда не было возможности записать это на диктофон...
Сегодня Олегу Павловичу исполнилось бы 85...
Светлая память...
P.S. А вы знаете, что Олег Табаков мог стать Винни-Пухом вместо Евгения Леонова? Читайте статью о работе Олега Павловича в мультипликации!