Как дети иль рабы, преданию послушны,
Как часто в жизни мы бываем равнодушны
К тому, что сердце нам должно бы разрывать,
Что слезы из очей должно бы исторгать.
Мы плакать не хотим, мы не хотим терзаться
И предрассудкам казнь в сомнениях искать,
Не лучше ль слепо им во всем повиноваться,
А в бедствиях судьбу спокойно обвинять!
И, мимо жертв идя шумящею толпою,
Вздыхать и говорить: так велено судьбою!
Когда же совесть вдруг, проснувшись, скажет нам:
«Виновник бед своих - ты, жалкий смертный, сам...
Ты глух, как истукан, на глас мой оставался
И, призрака создав, ему повиновался!"-
Вопль сердца заглушить мы поспешим скорей,
Чтобы не отравить покоя наших дней!
Когда ж среди толпы является порою
Пророк с могучею, великою душою,
С глаголом истины священной на устах,-
Увы, отвержен он! Толпа в его словах
Учения любви и правды не находит...
Ей кажется стыдом речам его внимать,
И, вдохновенный, он когда начнет вещать -
С насмешкой каждый прочь, махнув рукой, отходит.
Алексей Николаевич Плещеев
Воды всемирного потопа разделили историю человечества на до и после также как это сделало грехопадение. Мир изменился настолько, что Моисей описывает потоп как еще одно пересотворение. Сначала мир возвращается в небытие, покрывается водой, а затем повторяется творение, воды сходят и появляется жизнь. Но это уже не тот мир. В послепотопном мире появились сезоны (осень, зима, весна, лето), появился дождь, разрешено употреблять в пищу мясо, и вероятно овощи, резко сократилась продолжительность жизни.
Заключая с Ноем завет, Бог дает повеление о том, чтобы все звери земные страшились человека. И торжественно заверяет, что Он взыщет за кровь человека, как от зверя, так и от человека. Интересное заверение. С человеком — понятно, есть пример Каина, который не был оставлен без наказания. А при чем тут звери? Похоже, что заявление Господа о кровопролитии — это реакция на то, что имело место до потопа, ведь земля утопала в насилии. А первый человек, который возродил допотопное безумие, который стал воином, Нимрод, охарактеризован как воин-зверолов. И если мы берем это утверждение за первую часть параллелизма, то вторая часть объясняет это словами «царство его составляли» и идет перечисление. «Воин-зверолов» - «царство его составляли». Вывод напрашивается сам собой: звери Нимрода — земные царства, которые он завоевывал. Это утверждение впоследствии найдет подтверждение в книге пророка Даниила (Дан.7:23). Получается, что Бог обещает взыскивать кровь человека не с животных, не имеющих разума и морали, а с земных царств. Государство, проливающее кровь, не останется ненаказанным.
Еще одним интересным местом является реакция самого Ноя в ответ на поступок сына. Какая связь между поступком отца и будущем сына? Проклиная не проклял, благословляя не благословил. Это говорит о том, что Ной высказался не о поступке Хама, а произнес пророчество, второе из записанных в Библии. Ной предсказал дальнейшую историю человечества. По его словам потомки его внука Ханаана будут рабами у двух других ветвей человечества. Одно из которых, потомки Сима, сохранят познание о Боге («благословен Господь Бог Симов»), а другое, потомки Иафета, будет очень многочисленно и впоследствии примет веру в истинного Бога («вселится Иафет в шатры Симовы»). Еврейское слово «агол» (шатер) может обозначать не просто место жительства, но место поклонения — скинию. И именно это мы и наблюдаем в истории. Христианство было принято потомками Иафета по всему миру, а дети
Черного континента многие годы были рабами.
Некоторые видят в этом месте оправдание Богом рабства. Праведен суд на таковых. Предвидеть — не означает предопределить! Бог уже высказал Свое отношение к насилию, которое творилось до потопа. Бог уже высказал Свое отношение к кровопролитию после потопа. И здесь нет места упрекать Ноя или Бога. Будущее наших детей напрямую зависит от наших поступков. Каждый из нас сам решает свою участь. Пророчество Ноя не оставляет места превозношению одних людей над другими — все люди потомки одного прародителя, а значит все люди родственники, все люди братья. Бог против вражды и кровопролития, Бог против превозношения одной нации над другой. Нет места гордыне.
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:26-31).
«Христос воскрес», — поют во храме;
Но грустно мне… душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!
Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, —
О лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: «Христос воскрес!»
И нам ответят все народы:
«Христос воистину воскрес!»
Дмитрий Мережковский