Развитая автомобильная индустрия априори предполагает наличие в стране мощного производства двигателей внутреннего сгорания. Российская Федерация, открывшись для глобального автопрома, смогла привлечь несколько проектов зарубежных автопроизводителей.
Появление производств зарубежных двигателей в автомобильной промышленности страны произошло благодаря «промсборке-2» и специнвестконтрактам (СПИК).
30 июня в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония начала строительства российского завода по производству двигателей компании Hyundai WIA. Этот проект был внесен в СПИК, который двумя годами ранее был подписан между корейским автопроизводителем Hyundai и правительством Санкт-Петербурга, и заключен при участии Минпромторга РФ. Завод двигателей будет расположен в непосредственной близости от автомобильного завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Производственная сборочная линия нового предприятия начнет серийный выпуск двигателей Gamma в октябре 2021 года.
Производство корейского автоконцерна Hyundai в Санкт-Петербурге, это не единственный заявленный проект в российском автопроме по выпуску моторов в рамках третьего инвестиционного режима. В Реестре специальных инвестиционных контрактов (СПИК), опубликованном на сайте Министерства промышленности и торговли РФ, заявлены также другие проекты. Так, ООО «ПСМА Рус» в Калуге должен реализовать проект выпуска дизельных двигателей Peugeot объемом 1.6 л, планируемые сроки - 2022 год.
Далее, в Реестре находится заявка КАМАЗа по организации производства рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей. Учтен в Реестре проект ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», где уже организована сборка двигателя внутреннего сгорания Mazda SkyActiv-G. Но если два последних проекта находятся в разной степени готовности, то о калужском проекте Peugeot пока никаких сведений нет.
Указанные в Реестре СПИК Минпромторга РФ данные проекты не охватывают другие уже созданные двигателестроительные мощности, появившиеся в Российской Федерации в рамках инвестиционного режима «промсборка-2». На АвтоВАЗе организован выпуск моторов Renault. В Калуге с 2015 года работает моторный завод концерна Volkswagen, также был построен моторный завод Ford в Елабуге (Татарстан).
Развитие автомобильной промышленности и привлечение зарубежных автопроизводителей в РФ сопровождалось в последнее десятилетие требованиями увеличения локализации. Одним из условий которого является организация производства двигателей и трансмиссий. Если в первом инвестиционном режиме «промсборка-1» декларировались достаточно либеральные требования к зарубежным автопроизводителям, то уже во втором инвестиционном режиме инвесторы должны были не только увеличить производственные мощности по выпуску автомобилей до 300-350 тыс. штук, но также организовать выпуск моторов или трансмиссий и оснащать ими до трети выпускаемой продукции.
В результате были подписаны соглашения «промсборка-2» с АвтоВАЗом-Renault-Nissan, Ford-Sollers и Volkswagen. Но сегодня работают только два двигательных завода. Американский автопроизводитель Ford свернул свою деятельность в РФ в легковом сегменте, и предприятие, выпускавшее двигатели Ford серии Duratec прекратило работу в прошлом году.
Немецко-чешские корни
В свою очередь, наиболее успешным проектом зарубежного автопроизводителя в РФ можно считать калужский завод Volkswagen Group. Моторный завод, расположенный рядом с калужским автосборочным предприятием немецкого концерна, начал выпуск силовых агрегатов в сентябре 2015 года. В июле 2020 года здесь был произведен уже 600-тысячный бензиновый двигатель серии ЕА211. Причем предприятие работает практически на полную мощность (150 тыс. моторов в год), только за один 2019 год в Калуге собрали 143 500 моторов, а годом ранее и вовсе 161 тыс. силовых агрегатов Volkswagen.
Производственная программа калужского предприятия состоит из четырехцилиндровых атмосферных моторов 1.6 MPI серии EA211 (90 и 110 л.с.). Сейчас эти двигатели устанавливают на выпускаемые автомобили Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia российского производства. Уже в этом году моторы 1.6 MPI также начнут ставить на кроссоверы Skoda Karoq нижегородской сборки. Кроме того, Volkswagen экспортирует калужские двигатели на сборочные заводы в Германию, Мексику, Чехию, Испанию, Польшу. Например, в Мексике эти атмосферники устанавливают на седаны Volkswagen Jetta, которые потом поставляют в Россию. В прошлом году на экспорт ушло 24 тыс. калужских двигателей.
На АвтоВАЗе также в мае 2015 года стартовала сборка современного 1,6‑литрового агрегата серии HR16 (он же Renault H4М), разработанный альянсом Renault-Nissan. Силовой агрегат является базовым для модельного ряда кроссоверов Renault (модели SUV Arkana, Kaptur, Duster), также мотор устанавливается на ряд моделей Lada и Nissan. Хронологически в этот же период времени начал работу моторный завод Ford в ОЭЗ Алабуга в Татарстане.
Насколько мотор российский?
Фактически, моторные заводы, построенные зарубежными автопроизводителями на территории РФ, включают в себя заключительные стадии в технологической цепочке производства силовых агрегатов. Например, моторный завод в Калуге – это комплекс площадью 32 тыс. кв.м. Здесь установлены роботизированные линии по многоступенчатому процессу обработки заготовок блока цилиндров, головки и коленвала. Далее, после обработки происходит проверка геометрии, нанесение герметика, установка направляющих клапанов и сальников, подбор клапанных толкателей и т.д. Далее, на сборочной линии рождается двигатель.
Примечательно, что первоначально на калужский завод блоки цилиндров, головки блоков фирмы Nemak приходили из Германии и Польши. Сегодня компания Nemak наладила их производство в Ульяновске в ОЭЗ Заволжье. А с 2017 года заготовки коленчатого вала для последующей механической обработки поставляет кузнечный завод «КАМАЗ». Хотя изначально для производства двигателей в Калуге использовался коленвал, изготовленный методом литья. Но российские партнеры предложили выпускать коленвал произведенный методом поковки (штамповки). Кованные коленчатые валы имеют меньший вес и обладают большей прочностью.
Еще одно производство зарубежных двигателей в рамках инвестрежима «промсборка-2» стартовало на АвтоВАЗе. Это производство рассчитано на выпуск 300 тыс. моторов нового алюминиевого двигателя Renault H4M и ветерана - К4М490. С мая 2015-го по февраль 2016 года новый двигатель, по сути, оставался зарубежным. В России делали только поршни, маховик, поддон картера и ряд других деталей. Уже через год было начато изготовление коленчатого вала. На АвтоВАЗе загрузили собственное литейное производство, освоили отливку блоков цилиндров и головки блоков из алюминия заводов «Русал». С этого момента мотор стал высоколокализованным: самые главные детали произведены в России, уровень локализации превысил 60%. Постепенно растет доля российских комплектующих, и вскоре показатель достиг 80 процентов.
Правда, в локализацию другого французского мотора-ветерана - К4М490 (102 л.с.), который устанавливается на модели Logan и Sandero, инвестировать смысла нет. По всей видимости, агрегат вскоре снимут с производства при замене поколений автомобилей французской марки. В свою очередь, собственные мощности АвтоВАЗа по выпуску силовых агрегатов собственной разработки составляет порядка 1 млн в год, но они загружены примерно только на треть.
Впрочем, инвестиционная программа отечественного автогиганта предусматривает работы над созданием новой линейки моторов отечественной разработки под условным названием New PWT range Development Line-Up и Non-Line-Up. Более подробной информации о данном проекте пока нет.
Корейский масштаб
Строящийся завод по производству двигателей «Хёндэ Виа Рус» это достаточно амбициозный проект в российском автопроме. При выполнении заявленных условий и поставленных целей, его можно будет назвать крупнейшим в автомобильной отрасли РФ. На первом этапе работы завод «Хендэ Виа Рус» планирует выпускать 240 тыс. двигателей в год, работая в две производственные смены. В перспективе мощность предприятия может вырасти до 330 тыс. двигателей в год. Это несколько больше, чем производственная мощность двигательного проекта АвтоВАЗа и Renault (300 тыс. моторов в год) на отечественном автогиганте.
Завод в Санкт-Петербурге будет производить двигатели Gamma I объемом 1.6 литра с системой непрерывного регулирования фаз газораспределения. Сегодня он хорошо известен российским автомобилистам, поскольку устанавливается на модели Hyundai Solaris, KIA Rio, а также популярный кроссовер Hyundai Creta, а вскоре появится под капотом другого корейского кроссовера KIA Seltos, выпуск которого начался на калининградском предприятии «Автотор» по полному циклу.
Строящийся завод заложит основу для выхода корейской компании на рынок двигателей в Европе. Предприятие в Санкт-Петербурге – пятый подобный проект для Hyundai WIA в мире. На сегодняшний день компания владеет заводами по производству двигателей в Корее, Китае и Мексике.
Развитие нового двигательного проекта в Санкт-Петербурге будет проходить по известной схеме, как на аналогичных проектах. На заводе «Хёндэ Виа Рус» будет установлено высокотехнологичное оборудование, на котором будет осуществляться обработка основных деталей двигателя и его последующая сборка. Производство основных компонентов двигателя Hyundai (блок цилиндров, головки блока цилиндров, коленвал) планируется локализовать в РФ. Сегодня уже стало известно, что ульяновский завод Nemak инвестирует 1,7 млрд руб. в проект для моторов автомобилей Hyundai.
Производство головок и блоков цилиндров двигателя для автомобилей Hyundai запустят осенью 2021 года, синхронно с пуском завода двигателей в Санкт-Петербурге. «Предполагается, что запуск производства будет осуществлен 1 октября 2021 года. Объем инвестиций составит порядка 1,7 млрд рублей, также будет создано около 120 новых рабочих мест. Это будет новая программа, новые головки и новые блоки цилиндров двигателя», - заявил генеральный директор Nemak в Ульяновске Лузгин. Он также добавил, что, начиная с 2022 года, предприятие планирует достичь максимальных объемов - примерно 230 тыс. машинокомплектов в год. Таким образом, ульяновский завод станет крупнейшим поставщиком изделий для моторостроения в РФ.