“Relic” (Реликвия) (2020). Однажды днем Кей получает тревожный звонок из австралийской глубинки, где стоит ее родительский дом, в котором по-прежнему живет – после смерти мужа совершенно одна – ее мать, старушка Эдна. Полицейский на том конце провода сообщает, что она ушла на прогулку несколько дней назад, и с тех пор не вернулась. Делать нечего, и Кей, отпросившись с работы, вместе с дочерью-подростком Сэм отправляется в то место, которое ей не очень-то и дорого. Ведь деменция не шутка, а именно от нее страдает Эдна, причем ее состояние постоянно ухудшается. Когда женщина и девушка прибывают в старый дом, то не замечают внутри ничего необычного: обыкновенный беспорядок. И самой владелицы – ни следа.
Впрочем, она скоро объявляется. С ней все в порядке, если не считать двух моментов. Первый: Эдна категорически отказывается говорить о том, где она была и что делала, второй: на ее груди растет странное и страшное пятно, лишь на первый взгляд похожее на гематому. Кей мучают жуткие кошмары, она вместе с дочерью слышит непонятный грохот, раздающийся изнутри – в буквальном смысле – гниющих стен, Сэм обнаруживает в одежде бабушки записку со словами: «Не следуй за ЭТИМ». Эдна ведет себя двояко: то как в «старые добрые времена», то проявляет невиданную доселе агрессию – деменция делает свое страшное дело. И когда она говорит о том, что в доме есть Нечто – стоит ли верить ей на слово? Пожалуй, да, потому что дело здесь не только в болезни.
Австралийский фильм, снятый женщиной-режиссером и явно основанный на личном опыте. Старческое слабоумие – это действительно страшно, страшнее любых монстров в шкафах и подвалах, страшнее любых старых домов. Когда твой любимый и близкий человек превращается в нечто иное, причем это иное зачастую может быть опасным, как для себя, так и для окружающих. Первые две трети фильма кажется, что перед нами – чистой воды драма, посвященная именно этой проблеме, становящейся все более актуальной по мере роста продолжительности жизни людей. Изредка вплетаются типично мистические моменты, и думаешь: а к чему они, сугубо украшения ради? Потому как с основной сюжетной линией редкие всплески хоррора не вяжутся от слова совсем.
А финальная треть оставляет кучу вопросов без ответа. Главный из них: к чему все это было? Да, в «Реликвии» четко проглядывается ряд метафор, да, фильм Натали Эрики Джеймс в том числе и об одиночестве, и о самопожертвовании. Да, он хорошо снят и сыгран, типично жанровые эпизоды сработаны на славу. Но не покидает ощущение а) недосказанности (причем явно вынужденной, так как вряд ли сама режиссер смогла бы объяснить все свои сюжетные решения), б) ненужного смешения жанров, ведь «Реликвия» могла бы стать отличной, жесткой драмой с легким налетом мистики, и зачем было городить огород с беготней внутри стен и чуланов-лабиринтов – лично мне непонятно. Для того чтобы привлечь к просмотру сразу две аудитории? Что ж, одна из них однозначно останется неудовлетворенной, а вторая подивится тому же, чему и автор этих строк.
5/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/884667.html
Канал можно поддержать, переведя любую посильную сумму на карту Тинькофф-банка: 5536 9138 0135 7621. Спасибо всем, кто это уже делает!