К весне 1941 г. в СССР появился двухрядный звездообразный двигатель М-82, развивавший мощность до 1650 л. с.
Но тогда решили выпускать самолеты с моторами жидкостного охлаждения, поскольку полагали, что за такими двигателями будущее.
Выпустили сразу три новых самолета Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3.
ЛаГГ-3 выпускался на новосибирском заводе № 153, видимо, из-за плохих отзывов истребитель Лавочкина предписывали снять с производства и строить Як-7. Тем более, что сам Лавочкин уже собирал где мог фюзеляжи, крылья и другие детали "семерок" и уже собирал их на новосибирском предприятии.
Хотели также снять с производства ЛаГГ-3 на 21-м заводе в Горьком, где было ОКБ Яковлева.
К декабрю 1942 г. уже скопились сотни новых двигателей воздушного охлаждения Швецова М-82 произведенные на 19-м заводе.
Но Лавочкин настаивал на постановке на ЛаГГ-3 именно нового мотора водяного охлаждения М-107.
Решили все же попробовать приспособить М-82 для ЛаГГа. В ходе работ пришло постановление ГКО о передаче 21-го завода Яковлеву для выпуска Як-7. Лавочкина переправляли в Тбилиси на завод № 31 имени Димитрова.
21 марта 1942 г. опытный ЛаГГ-3 с М-82 уже построили, в ходе первого полета выяснилось, что масло перегревается. Маслорадиатор от М-105 не справлялся. Пытались бороться с перегревом увеличив туннель маслорадиатора и увеличив отклонение совка.
Поначалу хотели поставить 4 пушки, в итоге поставили две. 2 орудия у мотора мешали обдуву головок цилиндров.
13 апреля 1942 г. на имя Сталина отправили обращение, где сказали, что максимальная скорость у земли составила 531 км/ч, а на высоте 3 км - 586 км/ч. На 5 км самолет поднимался за 6,1 минут. Отмечалось, что переход на новые истребители может начаться уже через месяц, серийный выпуск налажен через два.
22 апреля начались государственные испытания ЛаГГ-3 с М-82. Их принимала специальная комиссия, она постановила, что надо устранить проявившиеся недостатки: перегрев масла и дефект в системе управления закрылками.
На устранение недостатков дали десять дней.
Что было делать? Надо было брать или новый маслорадиатор, или делать его сдвоенным. За ночь он был поставлен, несмотря на возражения Лавочкина, на то, что это яковлевский маслорадиатор от М-107.
3 мая продолжились госиспытания. Головки цилиндров уже не перегревались, температура и давление масла было в норме.
Правда, отстрел оружия прошел удачно только с четвертого раза, после отстрела пушек в тире.
Провели испытания на штопор, вопреки мнению Лавочкина, конструктор не хотел угробить единственный опытный экземпляр. Они прошли успешно.
И в мае - июне 1942 г. окончательно был решен вопрос о выпуске ЛаГГ-3 с М-82. По сравнению с подобным самолетом Гу-82 ЛаГГ с М-82 был немного быстрее и скороподъемнее.
Хотя по какой-то причине в кабине ЛаГГ-3 с М-82 была высокая температура. А в Су-2 М-82 такого не наблюдалось.
Первые 9 истребители были сданы уже в сентябре. Истребитель весил 3376 кг, за тем вес снизили до 3200. Перешли на трехбаковую топливную систему, одна пушка ШВАК заменена на пулемет БС, сами баки стали делать не протектироваными (два слоя металл и резина оказались неэффективными).
С августа 1942 г. самолеты начали получать радиоприемники, а каждый третий - радиостанции РСИ-4. На некоторых машинах получились радиополукомпасы РПК-10, что позволяло лучше ориентироваться в плохих метеоусловиях.
У ЛаГГ-5 были и другие недостатки. Так, при выходе из пикирования приходилось прикладывать к ручке управления чрезмерные усилия, на скоростях 350 км/ч не открывался фонарь кабины, пришлось летать с открытым.
Вводились новшества и на заводе. Рационализаторы предложили усовершенствованную противопожарную перегородку, для более быстрой склейки фюзеляжа предложили использовать прессы, а сушить с помощью электроподогрева.
Помимо этого на заводе организовали поточную схему с конвейером общей сборки. В цехах проводились социалистические соревнования и ежедневно загорались красные звезды выполнения сменного задания.
Приказом НКАП от 8 сентября 1942 г. истребителю присвоили обозначение Ла-5.
В 1943 г. на горьковском заводе развернулось поточное производство Ла-5, выкатывали из цеха до 16 машин в сутки.
У немцев тем временем появился Ме-109G-2 с пятью и тремя точками вооружения. Более мощный мотор позволил поднять скорость и скороподъемность. Он превосходил Ла-5 во всем, кроме горизонтального маневра.
Несмотря на то, что пилоты должны были регулировать температуру двигателя и масла, переключать скорости нагнетателя, они включали в бою мотор на максимальный режим на более длительное время (10 - 13 минут вместо 5).
Это стимулировало моторостроителей строить форсированный мотор М-82Ф.
В первый раз Ла-5 (ЛаГ-5) встретились с немцами в небе над Сталинградом в августе 1942 г. Из-за схожести с И-16 они прозвали его "Новая крыса".
Во время войсковых испытаний в 49-м истребительном авиаполку с 14 по 24 августа 19 Ла-5 в 27 воздушных боях летчики сбили 16 вражеских самолетов. Было сбито 5 Ла-5, два не вернулись с боевого задания, четыре потерпели аварию, будучи подбитыми в воздушных боях, один потерпел аварию из-за поломки двигателя. 22 августа 1942 г. один Ла-5 был разбит, когда советский летчик таранил Ю-88.
Ла-5 вполне был сравним с Ме-109F, отставал он только на малых скоростях при наборе высоты. А на пикировании был даже быстрее.
Спереди летчик прикрывался своим мотором. Двигатель выдерживал пробитие всасывающего и выхлопного патрубков одного цилиндра, пробитие крышек клапанных коробок и воздушного винта, погнутость ребер цилиндров.
В эксплуатации М-82 получил положительную оценку от летного и технического состава.
Конечно не обошлось без конструктивных недостатков. Были два случая срыва моторных и боковых капотов, не полностью выпускалось костыльное колесо, случались течи бензо- и маслобаков, прогорали выхлопные коллекторы.
Осенью 1942 г. летчики 5-го гвардейского истребительного авиаполка поблагодарили самолетостроителей и сообщили, что за месяц они сбили 47 вражеских самолетов.
В ноябре 1942 г. летчики 13-го и 437-го иап 201-й авиадивизии, а именно две пары Ла-5 сбили шесть самолетов, ведущий группы капитан Тенников сбил три, причем один самолет он протаранил и остался при этом жив.
24 ноября 8 Ла-5 в одном бою с 12 Ме-109 уничтожили 5 вражеских самолетов не потеряв ни одного своего.
26 ноября четыре Ла-5 сбили три Ме-109, один советский истребитель сел на вынужденную посадку.
1 декабря восемь Ла-5 в бою с 12 истребителями врага над аэродромом Гумрак сбили 5. В тот же день четыре Ла-5 за пять минут сбила 5 самолетов противника.
Именно на Ла-5 начал свой боевой путь будущий Трижды Герой Советского Союза Кожедуб.
Спасибо за прочтение.