Здравствуй, читатель!
Во времена классической литературы тон задавала Франция. Сейчас французские книги во многом задают тон не классике, а книжному андеграунду. Одним из писателей "нового вида" является Чайна Мьевиль. Вот его первую книгу и предлагаю сегодня немного обсудить.
Несмотря на то, что определение "странная фантастика" для своих произведений автор выбрал сам, я с ним не соглашусь. Это не фантастика в привычном её понимании. Хотя после прочтения произведения "Крысиный Король" понимаешь, что лучше охарактеризовать прочитанное сложно, но всё равно не согласен.
Это, пожалуй, новый тип, вид, стиль литературы. Читая, не понимаешь, как мистика вплетается в политику, философия становится ужасом, а драма отдельного человека превращается в лекцию о социальном неравенстве в обществе. Причём эта затейливая и очень запутанная палитра жанров рисуется мрачным, но легко читаемым слогом.
Главный герой Савл переживет трагическую потерю отца. И неожиданно понимает, какой важной частью его жизни он был. Сюжет становится сначала детективным - героя обвиняют в причастности к гибели дорогого человека, но неожиданно происходит резкий разворот в прыжке - и в сюжет врывается мистика. Древний монстр с полным отсутствием морали и брезгливости. Считающий, что интересы людей ничего не стоят. Точнее, столь же никчёмны, как и их жизни.
Пафоса этому монстру точно не занимать! Пытаясь произвести впечатление на Савла монстр приоткрывает свою истинную природу:
"Король и глава преступного мира. Я – тот, который воняет. Вождь тех, кто питается отбросами, и живу я там, где меня не хотят видеть. Ибо я – незваный гость. Я убил самозванца и беру тебя под свою опеку. Когда-то я истребил половину вашего континента. Я знаю, когда тонут ваши суда. Я ломаю ваши мышеловки о колено и ем сыр у вас на глазах, ослепляя вас... Я тот, у кого самые твердые зубы в мире, я усатый парень. Я – герцог сточных канав, мои владения – подземелья. Я – король королей. Я - Крысиный Король!"
Что может полнее нарисовать мировоззрение Крысы с многовековым опытом жизни среди трущоб и дворцов? Он жил в Каире и в Лондоне, во множестве других мест, везде, где возможна жизнь? Мерзость и гениальность. А еще возможность изменить реальность, проникая в сумрачный мир, недоступный обычным существам.
Для Савла мир перевернется. Ему откроется семейная тайна и послышится зов крови. И только идеалы, заложенные отцом с раннего детства, позволят поступить правильно и справедливо.
Прочитав книгу, трудно говорить о впечатлениях - они у каждого свои и каждый найдет в романе что-то личное, глубокое, из детства. Кто-то всего лишь удивится, что в далеком Лондоне знают о трудах Ленина. А кто-то восхитится пластичностью крысиного мировоззрения. Для романтичных натур, возможно, жертвенная любовь станет главным стимулом для прочтения.
Но главное это то, что многогранная мозаика, сложенная автором в буквенный и смысловой хоровод, показывает, насколько интересен мир. Мир, нарисованный и написанный человеком с развитой фантазией, разносторонним образованием и независимым взглядом на мир вокруг нас.
Прежде, чем читать роман "Крысиный король", прочитайте биографию Чайны Мьевиля - и тогда Вы поймёте эту книгу гораздо больше.