Еще в самом начале прошлого столетия сюда забирались небольшие группы и туристы-одиночки практически наобум, не имея представления о дорогах и расстояниях. Таких удобных и привычных сейчас путеводителей и туристских справочников (как и гидов) в то время еще не существовало.
Только в 1911 году профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников сделал роскошный подарок туристской братии, выпустив книгу «Пути по русскому Алтаю» с подробным описанием маршрутов, местностей, множеством полезных советов. По сути, это был первый путеводитель по туристским тропам Алтая, во многом непревзойденный до сих пор.
ПОСЛЕ СМУТНОГО времени, в конце 20-х годов, Алтаем как районом туризма заинтересовалась и Советская власть. Именно к Телецкому озеру, как одному из самых интересных и достаточно доступных районов, потянулись нитки первых маршрутов.
С 1922 года вокруг Телецкого ходили группы новосибирских, московских и барнаульских туристов, в 1924 году почти на месяц на берегу озера был поставлен палаточный лагерь. На основе собранной информации стало возможным составить и описать маршруты, и в 1928 году Общество пролетарского туризма (совершенно непривычное нашему слуху название!) уже официально открыло лагерь для регулярного посещения организованных групп. Так родилась первая постоянная туристическая база в Горном Алтае.
Поначалу лагерь стоял в центре поселка Артыбаш, но вскоре переместился на окраину, на живописную прибрежную террасу. Надо заметить, что заниматься туризмом в то время было не так-то легко. Группы по 8-10 человек добирались до Золотого озера на лошадях через город Ойрот-Туру, как тогда назывался Горно-Алтайск, а дальше шли на шлюпках или пароходике.
С 1936 года начал действовать маршрут с участием автомобилей: по дороге до села Аскат на Чемальском тракте туристы ехали на машине, затем пересаживались на одиночные лошадиные силы о четырех копытах и проходили через Каракольские озера и хребет Иолго к поселку Артыбаш.
После недолгого отдыха устраивали путешествие по Телецкому озеру на парусных шлюпках и дальше сплав по Бии на плотах до самого города Бийска. Вот этот маршрут и назвали впервые «Алтайская кругосветка». В том же 1936 году на озере была построена настоящая турбаза – Артыбашская база туристов, которая потом получила название «Золотое озеро».
Во время Великой Отечественной войны работа турбаз прекратилась, и только в 1953 году был открыт первый послевоенный плановый сезон. В 1956 году заработал еще один маршрут, который проходил от устья Чулышмана через красивейшее Чебдарское ущелье. Первые маршруты были настолько удачно проложены, что сохранились на десятилетия с минимальными изменениями.
Особенно популярны были всесоюзные №75 – «Алтайский южный», №76 – «По Телецкому озеру и алтайской тайге», и №77 – «Алтайский горно-таежный». Даже сейчас попросите старых туристов рассказать об этих маршрутах, и вам подробно опишут их наизусть, без всяких карт и с горящими от воспоминаний глазами. И действительно, есть что вспомнить! Например, 77-й маршрут был открыт в середине прошлого века, действовал вплоть до 90-х годов и считался самым сложным подходом к Телецкому озеру. Он имел самую длинную пешую часть – 200 километров по ненаселенной местности, глухой тайге, через 11 перевалов; в том числе перевал Штатив в Сумультинском хребте (2600 метров), с которого в ясную погоду, говорят, можно увидеть даже гору Белуха. Начинался маршрут аж в районе реки Катунь, от поселка Эдиган, пересекал Куминский и Сумультинский хребты. По пути приходилось преодолевать бесчисленные реки и речки, крутые спуски и подъемы, сырые таежные тропы.
Заканчивалась пешеходная часть «Алтайского горно-таежного» на южном берегу Телецкого озера, за последними перевалами Чакрык и Таныс, в туристическом приюте «Чулышман». Оттуда туристы на парусно-гребных лодках, весельных ялах (ни о каких моторах, конечно, и речи не было) три дня шли по Телецкому к поселку Артыбаш, на турбазу «Золотое озеро», откуда и разъезжались по домам. Только вспомнить, с каким снаряжением ходили туристы 60-70-х годов прошлого века! Обычные штормовки – брезентовые куртки, парусиновые трико, брезентовые же рюкзаки. Если у кого-то был, скажем, «абалаковский» рюкзак, а не обычный мешок, то это было предметом гордости обладателя и зависти всех остальных.
О легких, теплых и тонких синтетических тканях и наполнителях тогда и не слышали, а ватные спальные мешки, особенно влажные, были ужасно тяжелыми и не слишком теплыми. Не зря же одиночный спальный мешок частенько именовали «смерть туриста». Тем не менее, желающих побродить по тропам Алтая каждый год было предостаточно. Кстати, прохождение любого из этих маршрутов давало право на гордое ношение значка «Турист СССР». Купить его было нельзя, только получить после серьезного похода, и ценился он у понимающего народа не хуже иной медали. К середине 60-х годов на Алтае были пройдены, пожалуй, все наиболее популярные маршруты, и самодеятельные туристы, конечно же, начали экспериментировать.
Между прочим, самые интересные, разнообразные и неожиданные пути, по которым нынче ходят группы, чаще всего обязаны своим рождением чьему-нибудь невинному вопросу:
«А почему бы нам не пойти во-он туда?!»
И шли, и прокладывали новые тропы, проходили считавшиеся непроходимыми пороги, делали интереснейшие связки из кусочков разных маршрутов, попутно давая имена скалам, пещерам и перевалам. Между прочим, на долю туристов в Горном Алтае приходится и немало настоящих открытий.
Именно туристами был обнаружен огромный 160-метровый водопад на реке Чульча, который образовался всего около 100 лет назад; глубочайшая в Сибири пещера Экологическая; неизвестные гляциологам ледники на Теректинском хребте. А сколько ненайденных учеными наскальных рисунков, неописанных ботаниками растений, неиспользованных запасов поделочных камней мимоходом обнаруживали туристы!
Как давным-давно сказал профессор Василий Васильевич Сапожников: «Быть на Алтае просто туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая».
Ведущая рубрики Наталья ПОПОВА, "Деловой Бийск" № 1 (842) 5 января 2011 г.