Найти тему

Почему в современном мире русский язык выступает как подзащитный? 9 вопросов к филологу

Пару месяцев назад я начинала открывать свою рубрику "9 вопросов" с публикации поста Какая сейчас молодежь? 9 вопросов учителю русского языка и литературы. Интервью получилось очень интересным, тем более, что на вопросы отвечал молодой преподаватель.

Сегодня же я хочу посмотреть на эту тему с другого ракурса и веса. Итак, на 9 вопросов будет отвечать Цоколов Александр Андреевич - филолог и репетитор из Ставрополя.

1.Александр Андреевич, расскажите немного о себе и как Вы создали Университет русского языка.

Мне много лет, живу в Ставрополе. Моя профессия - русский язык и литература, а также русский язык как иностранный. Вся сознательная жизнь связана с периодом советской власти. Закончил филологический факультет Пятигорского педагогического института в благословенное советское время, а поступил в институт после службы в армии. В советское время для военнослужащих была такая льгота: сдавшие положительно экзамен зачислялись в первую очередь. Экзамен вышел на 4, и я поступил. Имею награду: Почётный работник общего образования России. В Армавирском технологическом техникуме преподавал русский язык как иностранный. В советское время много молодых людей приезжало в Союз на учёбу. У нас были студенты из Монголии, Афганистана, Кубы, Вьетнама. Переподготовку по специализации «Русский язык как иностранный» дважды проходил в Харьковском государственном университете. Это было прекрасное мирное время, счастливой дружбы всех народов СССР. Приходилось ездить в командировки, бывать на курсах повышения, и все мы гордились этим.

С появлением такого феномена, как Интернет, сеть «Вконтакте» дала возможность широкого круга общения. Название «Университет русского языка» возникло в практике, когда много писали о русском языке, о ЕГЭ. Мои заметки, выступления, комментарии многих заинтересовывали. Сначала это была страница по тематике ЕГЭ, и главной идеей было показать неестественность такого экзамена, даже его вред всему учебному процессу. Многие мои выступления опубликованы в Интернет-сообществе «За возрождение образования». Затем практическая работа показала, что можно взять более широкое направление, и так была создана страница «Народный университет русского языка и литературы», потому что русский язык и литература - это моя профессия, у меня опыт работы в обучении русскому языку детей и взрослых, а кроме того - и в области защиты русского языка путём участия в научных конференциях Ставропольского краевого общества защиты русского языка совместно с профессором Шаповаловой Ириной Александровной в 2010-2011 годах. Да, такое было добровольное общество. Оно очень приветствовалось населением, мы получали письма и от учёных, и от простых граждан, что ценно, так как, согласно поговорке, правда живёт в народе. К сожалению, в стране наступили тяжёлые годы, и было принято решение приостановить деятельность Общества по причине отсутствия финансовых средств. Сейчас активисты предлагают возобновить такую деятельность: необходимо иметь Всероссийское Общество защиты и поддержки родных языков.

2.Народный университет русского языка в Интернете – это сообщество любителей русского языка?

Этот вопрос подтверждает огромный интерес к проблемам, связанным с русским языком в целом: обучением, грамотностью, культурой, профессионализмом учителей, учебниками. Иногда недоумевают, что значит: народный университет? Это не вуз. Так в переносном значении называются любые организации, учреждения или любительские объединения (как у нас), которые ведут просветительную работу. Это всё массовая работа. В советское время были университет здоровья, университет марксизма-ленинизма; был Всесоюзный заочный народный университет культуры. Между прочим, желание учиться привело меня тоже туда. Окончил театральный факультет этого народного университета культуры. Да и в современной России есть на радио сейчас программа «Радиоуниверситет». Народный университет русского языка - это, таким образом, Интернет-сообщество любителей и ценителей русского языка и литературы. И это лучшее доказательство, что в обществе всегда есть понимание важности обучения детей и молодёжи культуре речи. Известно также, что есть много уникальных высказываний о русском языке, и мы размещаем на странице Университета эти высказывания. Так из обычной страницы «Вконтакте» родился тематический блок: Народный университет русского языка и литературы. Здесь можно получить консультацию по разным разделам грамматики русского языка, каким-то вопросам лингвистики, поделиться своими мыслями о программах обучения, учебниках, экзаменах. Если поднимаются вопросы, связанные с обучением в советской школе, мы указываем: Советский народный университет русского языка и литературы.

3. С чего начинать прививать любовь к русскому языку и чтению?

Человек не может не любить свой язык. Даже странно спрашивать: люблю ли я свой язык? Всё очевидно. Даже и не задумываешься об этом. Это то же, что дышу и не замечаю блага дыхания. Говорить, что бывают языки трудные, лёгкие, красивые, некрасивые – тоже совершенно бессмысленно. Конечно, есть языки великие. На них написана большая литература, есть языки малые. Но каждый человек ценит свой язык как дар божий. Значит, любит. В воспитательных моментах говорим детям в школе, как богат русский язык, какую роль он играет в жизни государства и общества. Это школьные уроки. Слово учителя, чтение учебника, правила грамматики будят мысль ребёнка, а художественные тексты усиливают его понимание ценности языка. Это нужно прививать. Например:

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чём.

(С.А.Есенин).

Наша литература и народный эпос всех народов России очень богаты такими выразительными средствами, и, конечно, первоначальный этап приобщения ребёнка к литературе и пониманию родного слова правильнее начинать с образцов народных сказок, пословиц и поговорок, легенд, народных песен, затем детских рассказов. Ими исключительно богата русская классическая и советская литература, а также национальная родная литература народов России. В этой связи вспоминается, как в публикациях задают нелепый вопрос: почему дети не любят русский язык? Имеют в виду урок в школе, а выражаются неправильно. Это безграмотное выражение просто стреляет по здоровому пониманию сути. Надо выразиться: почему не все дети любят урок русского языка? И тогда ясен ответ. Именно какой-нибудь урок может не любить ученик. Не любит ученик урок русского потому, что это трудный урок, потому что это сплошь абстрактная грамматика, и надо много мыслить, запоминать, писать и говорить, рассказывать. Но в этом и заключается большая ценность уроков русского языка (наравне с математикой): развивать мышление ребёнка, его речь, обогащать память абстрактными понятиями и терминами.

4. Вы говорили, что создаёте Всероссийское общество защиты и поддержки русского языка. Как продвигается этот проект? Что нужно, чтобы участвовать в нём?

Да, мы объявили о своём желании создать именно Всероссийское народное движение в защиту русского языка и языков народов России. Это наша гражданская инициатива. На первый план выходит задача защитить русский литературный язык от крайне бесцеремонного и беззастенчивого использования латинских букв и английских слов вместо живого выразительного, понятного русского литературного языка. При попустительстве , бесконтрольности появляются демагогические, якобы научные , объяснения типа «Русский язык развивается, он сам себя защищает». Такие либеральные «добрые» советы слышим от некоторых деятелей культуры и науки. Понятно их желание использовать русский язык как уникальное средство духовного достояния в определённых целях не всегда благих. А мы хотим пользоваться литературным языком во всём его богатстве и выразительности в интересах культуры, эстетического воспитания, расширения кругозора знаний по истории русского языка и языков народов России.

На эти наши предложения всегда хорошие отклики. Это указывает на то, что в обществе осознаётся проблема и есть живой интерес к культуре русского языка. Людьми на уровне какого-то природного духовного инстинкта все факты засорения литературного языка отторгаются, и в этом проявляется инстинктивная защита родного языка как духовности. Когда человек видит и слышит то, что портит или умаляет русскую письменную или устную речь, он внутренне сопротивляется. Повторяем вновь и вновь: защиты и охраны требует литературный язык! Именно эта сфера применения русского языка больше всего касается всех и каждого, потому что проявляется в профессиональной деятельности и указывает нам на сопричастность к самобытной национальной и мировой культуре. Как не обращать внимания на культуру речи дикторов радио, телевидения, журналистов, актёров, учителей, юристов, судей, врачей – всей интеллигенции? Именно в этой профессиональной (не бытовой) среде речь не может быть засорена лексикой вульгарного просторечия, бездумного использования английских слов. И пусть это не пугает учёных лингвистов, которые свыклись с мыслью, искусственно придуманной ценителями английского: русский язык развивается, он не нуждается в защите.

Такие вежливые советы под маской псевдонаучной терминологии о якобы наступившей эпохе так называемого постмодернизма и неизбежности глобализма объясняют нам первоочередную роль английского языка.

Обобщить и описать все подобные ненормальности в отношении к современному русскому литературному языку как государственному, как языку межнационального общения и основы развития национальных литератур народов России и тем самым помочь в научных исследованиях учёных – это задача Всероссийского Общества защиты родных языков. Активисты Общества (как волонтёры) укажут, где и как мы неразумно идём в подчинение английскому языку, и поставят вопросы, почему это делается. Язык - достояние народа, и народ имеет право на такие вопросы.

Мы обращаемся ко всем гражданам, учёным, школьным учителям, вузовским преподавателям, писателям, поэтам, журналистам, художникам, юристам, деятелям театра и кино, ко всем, кто является истинным ценителем русского литературного языка, с предложением поделиться мыслями о Программе такого Общества и предложить состав Общественного совета. Участвовать в таком народном движении может любой гражданин. Кто захочет поднять такую работу в каждом регионе? Нужны искренне любящие такую работу по реализации серьёзных планов и проектов. Вспомните, сколько есть в стране национальных проектов?! Всё оберегается, защищается: леса, водоёмы, животные, растения, бизнес, здоровье, дети. Нет только программы по защите государственного языка. И при этом жаль, что от учёных не исходят предложения по работе в направлении культуры русского языка во всех сферах официальной деятельности. Учёных как будто пугает само слово «защита». А нас не пугает. Мы видим проблему и практические дела. Сам язык не скажет нам: «Я развиваюсь, и пусть журналисты и дикторы говорят:

«смотрют, лечут, видют; бизнЭс, панЭль, акадЭмия, мониторют выборы, протест эволюционирует; договор пролонгируем;

дизайнеры пусть издевательски изобретают рекламу и вывески: «Кутузоff» , «KоSмоS», «ЛаFFка». «АпtеKа;

Не язык нам скажет: грамотному человеку не пристало говорить: скоко, стоко, поскоку, постоку.

Не скажет язык: названия «Мир мяса», «Мир ножей» безобразные, в них нет эстетического восприятия.

Мы видим вред в дизайнерском творчестве: Концерт ZEMфира; фильм «ШИZA»; магазин «VИКТОРИЯ», Кафе «COODNESS»; автобус «MOZDOK – STAVROPOL»; школьные тетради «RUSSIAN», «LITERATURE». Или в примитивном якобы юморе частных владельцев: «Клёвые продукты», РАНЧО «БЕШЕНАЯ КОБЫЛА».

Конечно, Эта ненормальность не уничтожает и не умаляет само величие русского языка, но она, как бельмо на глазу, мешает видеть прекрасное, высокую культуру, образованность общества; она умаляет авторов этих ненормальных изобретений.

Такие примеры говорят не о развитии русского языка. Развитие языка проявляется совсем в другом. Язык не может сам себя защитить от бездумного и агрессивного нашествия человеческого незнания, тёмной мысли, бескультурья, вульгарности, сознательной порчи, эстетической глухоты. Именно в этих ситуациях языку нужна помощь образованных членов общества. Это мы и называем защитой русского литературного языка. Весь великий уникальный словарный Фонд русского языка от древнерусского до пушкинского, современного, нуждается в защите только в том смысле, что его нельзя забывать, оттеснять на второй план чужой лексикой, его надо изучать и использовать во благо национальной культуре, Государство и общество обязаны руководствоваться национальными, научно обоснованными богатейшими ресурсами русского языка. А в международной практике таким образцом является Франция. Она создала Академию наук, положив в основу её работы сохранение чистоты национального литературного французского языка.

5. Как репетитор, Вы можете сказать, чего не хватает в образовательной системе в школах и институтах? Что можно было бы изменить, чтобы повысить качество образования?

Как сказать, чего не хватает? Учителя в школе есть. Преподаватели в вузах есть. Учебники и пособия по русскому языку хорошие, даже есть очень хорошие. Много пособий для старших учащихся и учителей. Это хорошо. Как отрицательное, можно лишь сказать: учебники для начальной школы бывают излишне разукрашенными, что рассеивает внимание ребёнка. На мой взгляд, пришла в запустение методика обучения русскому языку и литературе. Не выдерживаются единые методические требования. Нет единого учебника. Утвердилось ложное понимание вариативности: учитель ищет и ищет что-то на книжных полках магазина новые книги, учебники, разработки. А на самом деле вариативность создаёт только сам учитель в процессе работы, на основе одного и того же основного учебника. Надо уметь видеть скрытые возможности каждого упражнения и параграфа. Много авторов - и это плохо. У разных авторов бывает разная терминология, а такой разнобой вредит. Учитель нередко бросает один учебник, начинает другой; игнорирует упражнения учебника и хватается за так называемые «Рабочие тетради». Большим недостатком стало послабление в знаниях учениками грамматических правил. Психологи как будто имеют своё понимание: не надо заучивать правила. Но это вредные советы. Пусть психологи думали бы, как детей учить работать с книгой, как правильно работать с учебником, как понять и усвоить правило. Не учим правила, значит, не учим мыслить и выражаться языком науки. Отходят учителя от практики связного ответа детей у доски, в то время как это ценный приём обучения и воспитания: ученик учится говорить на публике, а другие учатся слушать. Это активный процесс мышления. Нет хорошей системы повторения, тогда как не бывает хорошей учёбы без правильно построенного повторения того, что изучено. Это тоже не приучает детей к работе с учебной книгой. Не практикуются разные виды обучающего диктанта, устного и письменного пересказа текстов, тогда как это исключительно полезная для развития ума и речи детей работа. Нет систематической работы над ошибками. Но как ребёнок научится правописанию в таком океане разных слов, если не будет видеть и анализировать свои ошибки? Критики заслуживает также слабая работа по обучению сочинению. Часто звучит задание на дом: «Напишите сочинение…». И ученик варится в собственном соку.

Чтобы повысить качество образования по русскому языку и литературе, надо отменить систему ЕГЭ, а сочинение по литературе проводить не в середине учебного года, в декабре, а по завершении учебного года. Это ясно, как божий день. Разве непонятна эта естественность? Всё, что связано с ЕГЭ, мешает учебному процессу, расстраивает его, отвлекает силы учителей и учащихся. Сколько пропадает учебных часов- уроков!

6. Как Вы относитесь к современным авторам, и надо ли их включать в преподавательскую программу?

К сожалению, современную художественную литературу не знаю. Современным условно считается период в 20-30 лет. Нет времени на это чтение, и нет, пожалуй, у современных авторов, таких тем, которые были бы полезны, интересны для души. Нет сильных характеров, мастерки созданных образов. Поэтому не читаю. В литературном процессе есть свои закономерности. Необходимо время, чтобы увидеть художественную ценность. Современная литература, безусловно, должна преподноситься студентам-филологам в вузах, анализироваться, но в школе нет нужды в этом. Школа знакомит детей и подростков с классикой - русской дореволюционной и советской. Потому что классическая литература полностью связана с огромным пластом народной культуры и всего высокого искусства. Она лежит в основании это пласта культурной жизни общества, как фундамент, она связана с кино, театром, живописью, изобразительным и музыкальным, хоровым и хореографическим искусством. Как же это всё молодому человеку понять, став взрослым, если в школьные годы он не познакомится с устным народным творчеством, историей классической литературы, великими именами писателей и поэтов? Современных авторов молодёжь прочтёт после школы, если в школьные годы будет научена понимать ценность художественного слова, знать, как в произведениях классики отражается жизнь народа и государства. Современная литература, спустя годы, может стать классикой тогда, если в ней будут отражены действительные интересы народа, его история, проблемы страны в описываемый период. По-другому не приходит почётное звание «классическая литература». Говорится же, что «великое видится на расстоянии». Однако, нет сомнения, читать современных авторов, интересоваться, бывать на выставках, встречах в библиотеках, литературных школьных вечерах - необходимо и полезно для каждого ученика школы, а чем старше ученик, тем полезнее. Это расширяет культурное поле каждого. Но в программу литературного образования нет необходимости включать современных авторов. Для этого можно и нужно использовать формы внеклассной работы. Чаще всего организуются кружки, факультативы, где ребята знакомятся с литературным краеведением и интересуются современной литературой. И это полезно. Как раз Всероссийское Общество защиты языков России, как добровольный народный помощник в науке, образовании и культуре, в этом может сыграть заметную положительную роль.

7. Каким бы Вы хотели видеть Народный университет русского языка, если бы Вам сказали, что бюджет не ограничен и Вы вольны изменить его как угодно?

Вопрос глубокий, застаёт врасплох. Возникают вопросы: кто этот бюджет подарил? Выделил? Бюджет может быть неограниченным? Можно свободно им распорядиться? В таком случае без долгого раздумывания реализовать надо смыслы и благородные цели народного просвещения, распространения знаний в области русского языка и литературы, эстетического воспитания детей и молодёжи, защиты и поддержки русского языка.

Для этого, имея финансы, можно развернуть массовую просветительную работу в помощь образовательным и научно-исследовательским учреждениям, разрабатывать и издавать в помощь школьному и вузовскому обучению материалы: листовки, памятки, плакаты, брошюры, лекции, викторины, методические инструкции, тексты диктантов и изложений, репертуар для школьных и вузовских театров, культурно-массовых мероприятий, экскурсий, выставок по тематике русского языка и литературы.

Безусловно, для этого надо иметь штатный методический, издательский отдел.

8. Что для Вас самое любимое в нашем русском языке?

Любимым является весь процесс познания: чтение, узнавание нового, что связано с русистикой, историей русского языка, обучение грамматике русского языка. А ещё с удовольствием занимаюсь составлением серии «Школьный литературный театр». Это пьесы, инсценировки произведений русской и советской классики. Сейчас написаны: «Евгений Онегин» по роману А. С. Пушкина, «Инсценированные басни И.А. Крылова», пьесы «Бежин луг» и «Первая любовь» по рассказам И. С. Тургенева; написана драма в 5 действиях «Княгиня и рабыня» по роману «Святослав» замечательного украинского советского писателя С.Д. Скляренко. Это всё русский язык в его прекрасном художественном стиле.

Любимым станет деятельность Народного университета русского языка и литературы, если будет признана государственным Национальным Проектом в целях многообразной культурно-массовой работы в интересах защиты и поддержки русского языка и языков народов России.

9. Правительство объявило о начале работы по научному пересмотру нормативной базы современного русского языка. Как к этому относиться?

Действительно, только что правительством объявлена реформа в части норм правописания и произношения. И это очень нужная работа. Это правильно. Учёные, надо думать, имеют накопившиеся наблюдения и выводы, что в нормах языка можно изменить в лучшую, более совершенную сторону в письменной и устной речи. Однако надо наблюдать, как бы в эту работу не включились либеральные советники по упрощению русского письма и алфавита, чтобы подогнать письменную речь и русский алфавит под латинский. Ведь читали же мы совершенно безграмотные суждения о приставе «бес», которая, по их мнению, привлекает чудовищ из мира бесов, поэтому надо её заменить приставкой «без». Но авторы этих предложений не учитывают фонетический закон оглушения и озвончения согласных звуков. Если эти люди и будут писать, как им хочется «безсердечный», то как они будут в устной речи выговаривать, чтобы не допустить беса? Пусть попробуют сказать, выговаривая не «бес», а «без»: бессовестный, бескрайний, беспросветный, бессвязный, бесчинствовать. бесшумный, бесхарактерный, бесфамильный.

Реформа правописания, конечно же, будет обсуждаться в обществе. И это исключительно серьёзная задача учёных и образованной части общества.

Это положительное дело. Увидим принятые решения, что можно изменить в письменных и устных нормах современного русского языка в целях совершенствования. В этой связи Президент В. В. Путин совершенно правильно напутствовал Комиссию по реформе: должно быть только улучшение практики письма, но не обеднение и упрощение выразительности и богатства современного русского языка.

Общественности остаётся ревниво следить за этой реформой, чтобы не допустить вредных для культуры предложений. И в этой связи Народный университет русского языка вносит своё предложение: изучить слова: «фольклор», «фольклористика», «фольклорный», «фольклорист». Сейчас написание и произношение этих слов соответствует английскому: требуется выговаривать «фольклОР». Однако редко кто из грамотных людей так произносит и пишет. Все говорят «фольклЁР». Предлагаем найти научное обоснование, чтобы сделать нормой написание и произношение по-русски «фольклёр».

Я оставлю электронную почту Александра Андреевича, если кто-то вдруг захочет написать ему или напрямую высказаться о проблемах русского языка: ivolgaru@yandex.ru

Народный университет русского языка и литературы https://vk.com/club157166111

И хочу сказать большое спасибо за предоставленное интервью!

Неудобно писать такое под постом, но: ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на мой канал!