Найти тему
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: проклятый особняк и лев на крыше

Остоженка д.21
Остоженка д.21

Из истории литературы, живописи и зодчества хорошо известно, что произведения искусства, порой, способны тем или иным образом влиять на судьбу своих создателей. Причем по роковому стечению обстоятельств, чем гениальнее творение, тем трагичнее складывается судьба его автора. Архитектура не исключение. Злую шутку сыграл со своим создателем, архитектором Л.Н. Кекушевым один из самых красивых особняков Москвы, расположенный по адресу Остоженка, 21.

Первый блин комом

Надо сказать, что Лев Николаевич Кекушев на протяжении большей части своей жизни являлся настоящим баловнем судьбы. Благодаря врожденному таланту архитектора и счастливой звезде, под которой он родился, Л.Н. Кекушеву доставались самые выгодные заказы на строительство величественных купеческих особняков Москвы. На сегодняшний день из строений спроектированных и построенных Львом Николаевичем сохранились: Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно», особняк И. А. Миндовского на Поварской, гостиница Метрополь, и многие другие. Деньги полноводной рекой текли в карманы успешного архитектора, который параллельно сумел построить ряд доходных домов в Москве и Тамбове. Не удивительно, что жизнелюбивый Лев Николаевич Кекушев задумал встроить дом и для своей семьи, чтобы не прослыть «сапожником без сапог». Благо деньги у архитектора водились и немалые. Вскоре в Глазовском переулке появился шикарный аристократичный особняк в стиле модерн, который Л.Н. Кекушев предназначал лично для себя. Но тут, неожиданно вышла накладка. Дом, созданный в 1898-1899 годах, очень понравился известному предпринимателю О.А. Листу, который с большим трудом уговорил архитектора продать ему дом за очень крупную по тем временам сумму. Лев Николаевич скрепя сердцем согласился, но в душе пообещал выстроить для себя дом еще лучше.

Плохая примета

В это время газеты сообщили о неожиданном банкротстве известного миллионера Саввы Мамонтова, для которого Лев Николаевич за приличный гонорар спроектировал великолепный готический особняк в стиле модерн, украшенный на крыше статуей льва и богато декорированный изысканной лепниной.

-2

Здание предполагалось возвести на Большой Никитской улице, но поскольку заказчик разорился, Л.Н. Кекушев, не возвращая гонорара, решил построить данный дом для себя. По случаю Лев Николаевич за бесценок приобрел для своего нового дома участок земли на Остоженке у архитектора А.В. Кузнецова, у которого в тот момент также были крупные неприятности. Таким образом, благодаря проблемам своего бывшего заказчика и коллеги по цеху Л.Н Кекушев оказался обладателем проекта великолепного особняка и участка земли под него. При этом зодчий опрометчиво пренебрег народной мудростью, гласящей, что на чужом несчастье, счастья не построишь. Так оно и получилось. Здание, действительно, вышло выше всяческих похвал. Вот только удача с этого момента отвернулась от Л.Н. Кекушева.

Неверная жена

Москвичи были в восторге от нового творения архитектора. Особняк выделялся самобытностью, средневековой романтикой, изысканным стилем, наборными орнаментами, мозаикой, а также великолепной отделкой. В свою очередь статуя льва расположенная на краше строения и вовсе вызывала публики у публики восторг. На дом Л.Н. Кекушева ходили смотреть, как на городскую достопримечательность. О много нем писали газеты.

-3

Вскоре после завершения работ Л.Н. Кекушев переехал в новый дом с семьей и красавицей женой, на пятнадцать лет моложе своего богатого и знаменитого мужа. В счастливой семье было трое детей, которые с восторгом восприняли новое просторное жилье. Несчастье наступило спустя несколько лет семейной идиллии. Неожиданно в 1906 году Лев Николаевич собрал вещи и съехал из собственного великолепного особняка на съемную квартиру. При этом остальная семья осталась жить в доме. Поговаривали, что архитектор застал свою молодую жену с любовником и с горя ушел из дому. О том, что произошло дальше с известным зодчим, пропавшим из общественного внимания, долго было ничего не известно. Только в 1935 году его дочь написала в мемуарах, что именитый отец сошел с ума и умер в психиатрической клинике. Как знать, возможно, не нагрей руки Л.Н. Кекушев на несчастье своих знакомых, его судьба могла бы сложиться более счастливо.