С постройкой «Дредноута» в военном кораблестроении начался новый этап, в ходе которого ведущие мировые морские державы включились в гонку морских вооружений с целью удержания (Великобритания) или захвата (Германия и США) «господства» на море. На протяжении буквально 10 лет состав флотов кардинально изменился, военное кораблестроение было переориентировано на быстрейшее проектирование, строительство и введение в строй флота все новых и новых линейных кораблей, так называемых «дредноутов».
В самой Великобритании, спровоцировавшей такую гонку вооружений, также пришлось мобилизовать усилия по наращиванию темпов строительства кораблей нового класса на замену вмиг устаревшим десяткам броненосцев прежних типов.
Еще в конце 1905 года, то есть когда уже был заложен «Дредноут», лорд Каудор, Первый Лорд Адмиралтейства, отметил: «… в настоящее время из стратегических соображений нам необходимо строить только четыре броненосных корабля… Период строительства должен быть два года, поэтому каждый год будут закладываться четыре корабля, а в стадии строительства на … верфях или по контракту будут находиться восемь кораблей в год…».
И британцы планировали поддерживать именно такой темп (закладка 4-х кораблей в год), чтобы не упустить преимущество и обогнать в этом деле Германию. Грандиозные планы, и самое главное – британцам удалось их реализовать, несмотря на решение сократить количество ежегодно закладываемых кораблей до трех.
За первым единичным «Дредноутом» последовала серия из трех ЛК типа «Беллерофон», почти повторявших своего предшественника, но уже имевших в качестве противоминного калибра 102-мм орудия. За первыми серийными «дредноутами» последовали еще три – типа «Сент-Винсент». Новые корабли практически повторяли тип «Беллерофон», отличаясь чуть большими размерами, но главное – новыми 305-мм/50 орудиями главного калибра (ГК). Следующими стали ЛК «Нептун» и два ЛК типа «Колоссус», впервые получивших линейно-возвышенные башни в кормовой части (построенные по программам 1908 и 1909 годов). Номинально все три корабля относились к типу «Нептун», но имели отличия, хотя и несущественные.
Наиболее существенными изменениями обладал следующий проект, по которому построили четыре ЛК типа «Орион». Эта «четверка» отличалась наличием пяти башен ГК, размещенных в диаметральной плоскости (две носовые и две кормовые линейно-возвышенно), и новыми 343-мм орудиями ГК. Увеличение калибра до 343 мм, впервые после использования таких пушек на броненосцах типа «Роял Соверен», сразу перевело данные корабли в «подкласс» сверхдредноутов по неофициальной классификации. Как мы видим, британцы вновь перешли к постройке однотипных кораблей по четыре единицы, и следующая серия ЛК типа «Кинг Джордж V» (4 корабля, Программа 1910 года) практически повторяла предыдущий тип, отличаясь незначительными улучшениями и чуть большими размерами. Следующие ЛК, которые пополнили британский флот по Программе 1911 года, относились к типу «Айрон Дюк» и отличались от своих предшественников самой мощной из всех ранее построенных английских дредноутов противоминной батарей – линкоры получили по 12-152-мм орудий. Если проанализировать динамику постройки британских дредноутов периода Первой мировой, то можно отметить, что все они являлись, по сути, продолжением первоначального проекта «Дредноута», от типа к типу увеличиваясь в размерах и получая все более мощное вооружение. Причем иногда и отступая от основополагающей теории, заложенной в основу своего прототипа.
Такому последовательному развитию способствовало и то, что британских кораблестроителей, особенно перед войной, никто не ограничивал ни в средствах, ни в размерах новых кораблей. В книге «Линкоры Британской империи. Эпоха дредноутов» О. Паркс приводит слова Ф. Уаттса, возглавлявшего Департамент кораблестроения ВМФ, который писал, что «… его ведомство не было ограничено в финансах. В воздухе ощущалось приближение войны, и это растущее чувство тревоги вызывало стремление «облегчить денежные мешки», чтобы новые корабли были построены по самому последнему слову техники». Так ЛК «Айрон Дюк», созданные как продолжение и увеличенный вариант предыдущих проектов, в итоге оказались теми прародителями для следующего типа сверхдредноута – линкора «Куин Элизабет».
Первоначально Программа 1912 года предполагала закладку и постройку трех ЛК и одного линейного КР, вооруженных 343-мм артиллерией. Однако в это же время стало известно, что новые линейные корабли США и Японии (ЛК типа «Нью-Йорк» и «Фусо») получат на вооружение орудия калибра 356-мм. Также поступали данные (оказавшиеся впоследствии ложными), что немецкие ЛК типа «Кениг» тоже получат на вооружение 356-мм орудия.
Все эти факты ставили адмиралтейство и флот метрополии в невыгодное положение, нужно было принимать решение об усилении вооружений новых ЛК и переходе на новый калибр орудий ГК. Считается, что именно Уинстон Черчилль, недавно назначенный первым лордом Адмиралтейства, нашел выход из сложившейся ситуации. Он предложил новые ЛК вооружить орудиями калибра 381-мм, что сразу бы дало новым линкорам существенное преимущество. Действительно, увеличение калибра орудий с 305-мм до 343-мм привело к увеличению веса снаряда с 385,6 кг до 567/635 кг, дальнейшее увеличение калибра орудия до 381-мм вело к появлению снаряда весом 861,8 кг (по данным О. Паркса), что обеспечивало кораблю мощнейший бортовой залп. Но здесь были и проблемы: таких орудий в распоряжении британского Адмиралтейства еще не было, а корабли новой серии следовало уже закладывать, задержки были неприемлемы. Да, подобные проекты все же существовали, но их никто и никогда не реализовывал и не производил подобные орудия. Причем под новые орудия необходимо было создавать новые станки, системы заряжания и вспомогательные механизмы. А поскольку создание новых орудий и станков для них требовало значительного времени – заказывать их нужно было гораздо раньше, чем новые корабли. Нельзя забывать и стандартную процедуру – нельзя заказывать орудия и ставить их на вооружение до того, пока не будет изготовлен и не пройдет все надлежащие испытания опытный образец.
Был вариант отказаться от разработки новых артиллерийских систем и вооружать корабли устаревшими, проверенными 343-мм орудиями, но уже уступающими тем, что будут установлены на зарубежных кораблях. Или все же рискнуть и в кратчайшие сроки разработать новые орудия, изготовить опытный образец, провести необходимые испытания, при этом корабли уже строить. И британцы рискнули.
У. Черчилль вспоминал: «… я пошел к лорду Фишеру. Он был тверд и даже неистов в своей защите. Поэтому я скрепил свое сердце и сделал решительный шаг. Незамедлительно был заказан целый комплект орудий…».
Проект нового 381-мм орудия был разработан достаточно быстро, за его изготовление взялась фирма Армстронга. Но главное, что после серьезной дискуссии было принято решение заказать сразу полный комплект 381-мм орудий, при этом одно из них, опытное, следовало изготовить на 4 месяца ранее, чтобы испытать на дальнобойность и точность стрельбы. Такой шаг был очень рискованным, однако он полностью себя оправдал.
Решив вопрос с артиллерией, необходимо было разработать новый проект корабля – их носителя, но в этом трудностей особых не видели, и за первоначальный проект взяли предшественника – ЛК «Айрон Дюк». Планировалось полностью повторить компоновочную схему предшественника, количество орудий (10 орудий в 5 башнях: 2 носовые, 2 кормовые, 1 – в центре), скорость (21 узел) и бронирование (бортовая броня 330-мм). Однако расчеты показали, что вес залпа 8 орудий калибра 381-мм будет превосходить вес бортового залпа 10 орудий калибра 343-мм за счет более тяжелого снаряда, что позволяло сократить количество орудий ГК.
Пространство и вес, сэкономленные за счет одной башни ГК, предполагалось использовать для установки дополнительных котлов и за счет этого добиться увеличения скорости хода. Расчеты показали, что если новые ЛК смогут иметь скорость в 25 узлов, то этого будет достаточно для создания эффективной быстродействующей эскадры, превосходящей по маневренности германский флот (по состоянию на 1914-1915 года).
Как пишет О. Паркс: « Первый Морской Лорд Ф. Бридженмэн, позже командующий флотом Метрополии, и его главные офицеры поддерживали такие корабли. Они были мечтой в их боевых планах и намного подходили для морского сражения, чем линейные КР с тонкой броней….».
Окончательное техническое задание для проектирования нового ЛК включало вооружение из 4х2-381-мм орудий, шестнадцати 152-мм орудий и скорости хода 25 узлов, и вскоре было подготовлено сразу 3 проекта: R-3, R-3a и R-4. Подробное сравнение этих проектов дано в книге А. Михайлова «Сверхдредноуты Черчилля», поэтому мы не будем здесь повторяться, отметим только отдельные самые важные аспекты. Все проекты «предлагали» корабль с практически одинаковыми размерами: водоизмещение 27 000 т, длина 183 м (для R-4 – 187,6 м), ширина 27,5 м ( 27,4 м), осадка – 8,66 м, вооружение – по техническому заданию. Система бронирования соответствовала проекту ЛК типа «Айрон Дюк», но была чуть толще, примерно на дюйм. По расположению артиллерии проекты R-3 и R-3a были похожи – предполагалось разместить по две башни линейно-возвышенно в оконечностях корабля. Проект R-4 предусматривал третью башню посередине, поэтому вести огонь назад она не могла. При этом «единстве решений» проект R-3а имел кардинальное отличие – нефтяные котлы вместо угольных, позволяющие добиться расчетной скорости в 25 узлов, сэкономив в весе (при меньшем весе нефть обеспечивала ту же дальность плавания, что и уголь). Но отказ от угольного топлива и угольных ям потребовал полностью перепроектировать и ПТЗ (дополнительную защиту на ЛК типа «Айрон Дюк» обеспечивали угольные бункеры, размещенные вдоль бортов). Однако экономия в весе запасов топлива позволила увеличить толщину противоторпедной переборки до 50 мм на всем ее протяжении, а толщину броневого пояса по ватерлинии до 330 мм. Как вспоминал У. Черчилль: «… Если решено потратиться на быстроходный тяжеловооруженный корабль и заплатить намного больше, чем стоит ваш лучший ЛК, то уж лучше защитить его самой тяжелой броней. Вы получите корабль, который может действительно стоить в полтора раза больше, чем линкор, но который, во всяком случае, сможет делать все…».
В июне 1912 года Адмиралтейство выбрало и утвердило проект R-3a, и вскоре был утвержден заказ на строительство четырех ЛК: «Куин Элизабет», «Бархэм», «Вэлиант» и «Уорспайт». В дополнение к ним был заложен и пятый корабль – «Малайя», строительство которого выразило желание оплатить правительство Малайи в качестве подарка Метрополии. Интересно, что после принятия решения строить новые быстроходные линкоры из Программы 1912-1913 года был исключен линейный КР, что доказывает, какие надежды возлагались на корабли этого типа.
Пять ЛК типа «Куин Элизабет» были заложены в течение года, с октября 1912 года по октябрь 1913 года, вошли в строй в течение 1915 года («Малайя» – февраль 1916 года). Герой нашей статьи – линкор «Уорспайт» был заложен 31 октября 1912 года на верфи Девенпорт в Плимуте, спущен на воду через 13 месяцев (26 ноября 1913 года) в присутствии Уинстона Черчилля и тридцати тысяч зрителей. Крестной матерью корабля выступила супруга одного из министров – миссис Остин Чемберлен. Достройка ЛК «Уорспайт» заняла еще полтора года, и 8 марта 1915 года новый ЛК был принят в состав британского флота. Так что же это были за корабль? Первой главной особенностью корабля, как и всех его «систершипов», были 381-мм орудия ГК, признанные не просто удачными, а «самым эффективным крупным орудием, которым когда-то располагал флот Великобритании» (А. Михайлов). Создавались они по тому же принципу, что и 343-мм орудия до них: тяжелый снаряд и меньшая скорость полета.
Новые 381-мм/42 орудия весили 97,3 т и стреляли 870,9-килограммовыми снарядами на расстояние 21 400 м (заряд – 194,1 кг). Башни по компоновке повторяли башни «Айрон Дюка», но были чуть большими, с 229-мм станками и 381-мм лобовой броней (по О. Парксу). Орудия в новой башне получили угол возвышения в 20 градусов, что обеспечивало дальность стрельбы в 22 км, они могли заряжаться в любом положении как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Максимальная скорострельность достигала 2 выстрелов в минуту. Вращение башни осуществлялось при помощи гидравлики, что облегчало выполнение ручного наведения орудий, для этого в каждой башне было установлено по одному паровому гидравлическому двигателю.
Вместе с совершенствованием орудий британцы достаточно внимания уделяли и системам управления огнем. Для 381-мм орудий «Уорспайт» получил приборы для наведения орудий ГК. Они были установлены на всех кораблях этого типа: один на колпаке боевой рубки, другой – на фор-марсе. Комплект состоял из 4,57-метрового дальномера и открыто стоящего прицельного приспособления для ближних дистанций. При этом всей артиллерией ГК можно было управлять из второй башни («В»).
Еще при проектировании решался вопрос о составе противоминной артиллерии, хотя к этому моменту уже определился требуемый «стандарт», в качестве которого выступили 152-мм орудия. Если вспомнить, «основоположник» нового класса кораблей «Дредноут» в качестве орудий противоминного калибра (ПМК) получил 76-мм орудия, именно такой калибр отвечал концепции «только большие пушки». Однако с увеличением размеров миноносцев рос и калибр ПМК, сначала он составил 102-мм (начиная с «Беллерофона»), а затем на «Айрон Дюк» достиг 152-мм – т.е. «шестидюймовки» вновь вернулись на линкоры.
Для «Куин Элизабет» и линкоров этой серии был выбран стандартный вариант – шестнадцать 152-мм орудий, причем 12 орудий размещалось на верхней палубе, а четыре – в кормовой части главной палубы. Расположение орудий было, в принципе, стандартным, но, как показал опыт предшествующих кораблей, неоптимальным. Кормовые орудия при волнении моря было крайне затруднительно использовать – порты сильно заливало морской водой.
Паркс отмечал: «…Размещение батареи противоминных орудий было, безусловно, слабым местом в проекте» – как говорится, без комментариев.
В конечном итоге только «Куин Элизабет» получил полный комплект 152-мм орудий, на «Уорспайте» и остальных трех кораблях эти орудия были демонтированы, а в средней части корпуса установили две палубные установки. Пост управления огнем 152-мм орудий первоначально находился у боевой рубки, у ее стенки. Но с приборами управления огнем вспомогательной артиллерии вышла заминка – их поставка задержалась. Поэтому в ноябре-декабре 1916 года ЛК «Куин Элизабет» был оснащен лишь временными приборами, которые только в мае 1917 года были заменены постоянными. «Малайя» и «Вэлиант» получили такие приборы в апреле 1917 года, «Уорспайт» и «Бархэм» – в июле 1917 года.
Рост возможностей авиации не остался без внимания конструкторов, и уже по проекту на линкоры типа «Куин Элизабет» установили по два 76-мм зенитных орудия на баке по сторонам от дымовой трубы. Были планы по их замене в годы войны, но они так и остались планами. Мы уже отмечали, что расположение брони было почти таким же, как на ЛК типа «Айрон Дюк», и отличалась незначительно. Основная часть броневого пояса тянулась вдоль корпуса от барбета первой башни до барбета четвертой («У») и имела ширину около 4 м. Толщина броневого пояса менялась; плиты максимальной толщины (330 мм) размещались в средней части, уменьшаясь вверх до 152 мм, вниз – до толщины 203 мм.
На кораблях данного типа сразу отказались от использования противоторпедных сетей, а сэкономленный вес использовали для усиления внутренней защиты корпуса от мин и торпед. Эта защита состояла из двух продольных переборок толщиной 50 мм, которые тянулись от носового до кормового торпедного отсека и от средней палубы до днища. Их оконечности замыкали поперечные переборки толщиной также 50 мм, которые после Ютландского сражения были усилены 25-мм листами.
Старший артиллерист линейного КР «Дерфлингер» капитан 2-го ранга Г. Хаазе, противник британцев при Ютланде, одобрительно отзывался об этой предусмотрительности англичан: «…Мы продолжали идти на W, когда на мостике появился старший офицер и доложил командиру: «Необходимо немедленно застопорить машины. Противоминные сети на корме перебиты и висят над самым правым винтом, необходимо их убрать». … Командир приказал застопорить все машины. … Было весьма рискованно останавливаться в непосредственной близости к неприятелю, но намотав сеть на винт, мы бы погибли. До этого мы неоднократно высказывались против сетей, составлявших лишний груз в несколько тонн. Они представляли большую опасность при попадании в винты, и это поняли англичане, удалив их незадолго перед войной со своих судов. У нас до такого решения дошли уже после Ютландского боя».
Что может быть лучше оценки противника, не так ли?
Еще одной особенностью проекта была главная энергетическая установка новых ЛК, которая на 150 % превышала мощность ГЭУ «Айрон Дюк». Линкоры получили турбины Парсонса («Куин Элизабет», «Уорспайт» и «Малайя») и турбины Браун-Кертиса («Бархэм» и «Вэлиант»), пар для которых вырабатывали 24 котла, размещенных в четырех отделениях.
Практически все корабли на испытаниях превзошли проектную мощность, так на «Уорспайте» зарегистрировали мощность турбин 77 510 л.с., на «Куин Элизабет» – 75 130 л.с. (по данным О. Паркса) Самым тихоходным оказался «Вэлиант» – 71 112 л.с., тем самым именно его скорость в 23 узла и определила величину «эскадренной» скорости 5-й эскадры. При этом, несмотря на то, что проектная скорость «Уорспайта» и его «систершипов» была заявлена равной 25 узлам, в действительности ЛК этого типа редко достигали скорости более 24 узлов в реальных условиях.
Несмотря на то, что в 1915 году линкоры типа «Куин Элизабет» были самыми совершенными сверхдредноутами британского флота, в ходе войны и после ее окончания они модернизировались с учетом боевых действий. В первую очередь, чтобы придать большую прочность носовой оконечности ЛК типа «Куин Элизабет», было решено встроить дополнительные шпангоуты, усилить носовую часть, а также под палубой бака установить дополнительные упоры, чтобы уменьшить воздействие ударной волны при ведении огня из 381-мм орудий носовой башни. Опыт войны показал, что нужно улучшать водонепроницаемость отсеков, да и живучесть кораблей в целом. Была усовершенствована система вентиляции, установлен ряд устройств, позволявших перекачивать топливо для устранения крена. После Ютландского боя были сооружены противопожарные перегородки, предохраняющие артиллерийские погреба 381-мм и 152-мм орудий от проникновения пламени.
По окончании войны были проведены незначительные улучшения: на второй и третьей башнях ГК всех кораблей установили взлетные площадки для самолетов; на башнях нарисовали шкалу пеленгов; корабли получили дальномеры, новые прожектора. В этот период на ЛК этого типа изменяли рангоут, что привело к различиям во внешнем виде.
Наиболее крупная модернизация была произведена на «Уорпайте в период с ноября 1922 по апрель 1930 года. Основные изменения касались корпуса корабля, который получил бортовые противоторпедные були, а также водонепроницаемые защитные отсеки с двух сторон артиллерийских погребов. Была усилена ПВО корабля – два 76,2-мм зенитных орудия заменили на четыре 102-мм. Большие изменения были проведены на надстройках и мачтах – оборудованы пост управления зенитным огнем, новый ПУО 381-мм орудий на платформе под фор-марсом, пост управления торпедной стрельбой (удивительно, но к тому времени линкоры сохранили свои торпедные аппараты). Изменения коснулись мостиков, прожекторов, средств радиосвязи, к наиболее заметным следует отнести объединение двух дымовых труб в одну. Модернизации других кораблей данного типа проходили примерно в тех же объемах, но с некоторыми особенностями, об этом достаточно подробно изложено у А. Михайлова в книге «Сверхдредноуты Черчилля», рекомендуем познакомиться.
Однако «Уорспайту» еще не один раз пришлось проходить через модернизации – к 30-м годам ЛК типа «Куин Элизабет» уже считались устаревшими кораблями. Так еще одна небольшая модернизация была проведена в уже 1931 году – на «Уорспайте» установили прибор управления зенитным огнем «МК-1» и демонтировали кормовые подводные торпедные аппараты. А вот в 1934 году за корабль взялись «всерьез» – «Уорспайт» стал первым тяжелым боевым кораблем, подвергнувшимся значительной модернизации в тот период. Работы проводились в Портсмуте с марта 1934 по март 1937 года, и хотя после модернизации линкор не приобрел каких-то совершенно новых качеств, он был во многом улучшен. Главной частью модернизации стала замена машин, которая позволила сэкономить вес и благодаря этому усилить броневую защиту палубы над котельными отделениями, заметно расширить водонепроницаемые отсеки.
Башни 381-мм орудий были модифицированы, причем угол возвышения стволов был увеличен с 20° до 30°, а система заряжания была приспособлена под новые усовершенствованные снаряды. В результате дальность стрельбы возросла с 21,4 до 26,5 км при использовании новых снарядов. Улучшенные 381-мм снаряды имели колпачки, придававшие им более обтекаемую, аэродинамически совершенную форму, уменьшавшую сопротивление воздуха, и весили 879 кг (старые снаряды – 871 кг). Носовые и кормовые 152-мм орудия по обоим бортам демонтировали, что уменьшило количество орудий вспомогательного калибра на 4. Это позволило расширить полубак и лучше защитить оставшиеся 152-мм орудия от брызг при неспокойном море, кроме того изменили и всю защиту батареи.
Была усилена зенитная артиллерия ближнего действия – установили четыре установки системы «пом-пом», расположенные вокруг дымовой трубы; спаренными 102-мм орудиями заменили одноорудийные пушки и расположили их на полубаке, а четыре 12,7-мм пулемета – на второй и третьей башнях. Два прибора управления зенитным огнем «Мk.III» поставили на адмиральском мостике, а четыре ПУО орудий «пом-пом» («Мk.I») – на мостике и кормовой надстройке. Наконец-то демонтировали носовые ТА, а их отсек был разделен переборками. Бронирование корабля усилилось незначительно – только средняя палуба и участки над котельными отделениями, а также броневая защита 152-мм орудий.
Наиболее значительные изменения коснулись машин – 24 котла «Ярроу» были заменены на 6 «адмиральских» водотрубных высокого давления с узкими трубками. Новая ГЭУ была рассчитана уже на мощность 80 000 л.с. Каждый из новых котлов находился в отдельном отсеке, при этом три кормовых котельных отсека были разделены продольной переборкой. Старые турбины заменили новыми турбинами Парсонса, поставили новые винты. Предполагаемая скорость при полном водоизмещении (36 096 т) и чистом днище планировалась в 23,3 узла.
Корабль получил новую трубу, которая была уже и стояла ближе к носу, в отличие от прежней, новые ангары для самолетов и катапульту. По окончании работ ЛК был оснащен гидросамолетами «Блэкберн Шарк», перед началом Второй мировой войны их заменили гидросамолетами «Суордфиш», затем – летающими лодками «Уолрес».
Все надстройки на полубаке заменили новыми конструкциями, и самой примечательной из них был башнеобразный мостик, подобный таким, как на линкорах типа «Нельсон». Кормовая надстройка почти не изменилась, лишь была несколько укорочена для установки катапульты. Ангары и центральная надстройка стали опорой для установки самолетного подъемного крана, автоматов «Пом-пом» и шлюпок. Линкор, который прозвали к тому времени «Старая Леди», получил новое радиооборудование и даже высокочастотный пеленгатор. Несмотря на существенные изменения архитектуры линкора, его остойчивость не ухудшалась. На ходовых испытаниях в марте 1937 года машины «Уорспайта» работали удовлетворительно, и 15 марта была достигнута средняя скорость хода 23,84 узла при мощности турбин 80 250 л.с.
В итоге старый линкор был готов к продолжению службы. В таком состоянии «Уорспайт» встретил начало Второй мировой войны, в ходе которой достойно перенес все ее испытания, доказав как крепость конструкции в целом, так и эффективность отдельных механизмов и устройств, но об этом мы расскажем как нибудь позже.
Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь вам понравилось. Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы, обсуждайте.