Найти тему

По дну Городского пруда Екатеринбурга

Как спрашивали в известном мультике: "Кто проживает на дне океана?" В Екате нынче моря всё ещё не подвезли, только краснодарской жары месяц. Вместо моря у нас пруд, который так и называется: "Городской пруд". Малопримечательное, на первый взгляд, место. Но в рамках челенджа #отпуск на районе , мы с вами узнаем отчего он мощно обмелел несколько лет назад, и кто же там на его дне проживает. А попутно ознакомимся с историей пруда и основными красивостями, которые видны на его берегах.

Панорама Городского пруда Екатеринбурга от плотины на закате: слева видно здание (с колоннами) приемной Президента, Правительства Свердловской области (белое с флагом), комплекс зданий Екатеринбург-сити из которых самое высокое — башня Исеть. Последнее на левой стороне фото — здание Областной больницы №2. На горизонте виднеется Макаровский мост. Правее него — Симановская мельница, жилой комплекс, Дворец игровых видов спорта "Уралочка" и спорткомплекс Динамо.
Панорама Городского пруда Екатеринбурга от плотины на закате: слева видно здание (с колоннами) приемной Президента, Правительства Свердловской области (белое с флагом), комплекс зданий Екатеринбург-сити из которых самое высокое — башня Исеть. Последнее на левой стороне фото — здание Областной больницы №2. На горизонте виднеется Макаровский мост. Правее него — Симановская мельница, жилой комплекс, Дворец игровых видов спорта "Уралочка" и спорткомплекс Динамо.
Что? У вас тоже рябит в глазах от обилия архитектурных стилей на отрезок скайлайна? Нет, это не дичь. Мы так живем, на том и стоим: тут у нас индустриальная архитектура XIX века, за ней — типичный жилой комплекс с вентфасадом, рядом — ретро-футуризм 70-80х, из-за которого робко выглядывает некогда модерновый конструктивизм первой половины XX века. Которым, не знавшие меры предки — нам есть у кого брать пример — застроили полгорода. Так что не фарш — эклектика. Понимать надо.

Маленькая историческая справка: город Екатеринбург основали, как считается, два гражданина — Василий Никитич Татищев и Вилим Иванович Де Генин. У нас даже #памятник есть. Когда его ставили, телеканал МТВ был на пике популярности, поэтому народ ласково назвал композицию "Бивис и Баттхед". Впрочем, говорят, Татищев с Де Гениным друг друга недолюбливали и почти наверняка друг друга шпыняли не хуже героев мультика.

Памятник отцам-основателям Екатеринбурга на площади Труда. Перед ним — символическое звено цепи на месте исторического центра города (на другой стороне плотины симметрично стоит еще одно). Слева — часовня на месте снесенного при большевиках собора святой Екатерины. На самом деле, к святой название города имеет примерно такое же отношение, как Путин к Владимиру Красное Солнышко.
Памятник отцам-основателям Екатеринбурга на площади Труда. Перед ним — символическое звено цепи на месте исторического центра города (на другой стороне плотины симметрично стоит еще одно). Слева — часовня на месте снесенного при большевиках собора святой Екатерины. На самом деле, к святой название города имеет примерно такое же отношение, как Путин к Владимиру Красное Солнышко.

Так вот, город построили не просто так. В центре, на Исеть возвели плотину, а на ней поставили железоделательный #завод. Его производственные цеха располагались на территории современного исторического сквера и занимали почти квартал от современного проспекта Ленина до улицы Малышева. Сейчас в сохранившихся зданиях цехов расположена экспозиция краеведческого музея и музея Архитектуры и дизайна.

Макет Екатеринбургской крепости. Слева виден Екатерининский собор, справа — Богоявленский собор, стоявший на городской площади.
Макет Екатеринбургской крепости. Слева виден Екатерининский собор, справа — Богоявленский собор, стоявший на городской площади.
Завод окружили крепостной стеной, потому как #урал в XVIII веке был местом довольно диким: по лесам бродили медведи и рыси, а лихие башкиры грабили и жгли государственные предприятия и поселения. Войска башкирам давали жару, но крепостная стена все еще оставалась важным атрибутом поселения. До нашего времени сохранилось лишь несколько заводских цехов уже поздней постройки — кирпичные — да тело плотины, построенное из местной лиственницы. Она в воде становится только крепче. Плотину и набережную около так до сих пор и называют: Пошли, говорят, гулять на Плотинку. Ну а стену снесли за ненадобностью. И у нас, в отличие от Тобольска, своего кремля нет.
Народные гуляния на Плотинке в ночь музеев
Народные гуляния на Плотинке в ночь музеев

Пруд выполнял две важнейшие функции: обеспечивал поселение водой и энергией воды, падающей с плотины, приводил в движение заводские машины.

Сейчас вокруг Городского пруда построили чудесную набережную. Народ очень любит гулять по ней: даже в рабочий день вечером при хорошей погоде толпы отдыхающих здесь такие, что создается ощущение будто ты попал в курортный город.

Набережная соединяется с Историческим сквером подземным переходом через тело плотины и тянется дальше до Дендропарка возле Гринвича (через Малышева придётся искать переход). Отреставрированный участок открыли год назад, посмотреть как он выглядит можно в заметке про Обновлённую набережную Исети.

А тридцать лет назад благоустроенным был лишь кусок от кинотеатра Космос до Плотинки. Затем закатали в гранит и правый берег: от театра Драмы тоже до Плотинки. Последним был приведен в порядок кусочек, примыкающий к Макаровскому мосту — он соединяет два берега в верхней части Пруда улицей Челюскинцев.

ККТ Космос, вид через Городской пруд
ККТ Космос, вид через Городской пруд
На самом деле, мост был Кривцовским, потом Симановским, при советской власти его пытались сделать Пролетарским, но прижилось название Макаровский. С подачи журналистов, оно используется до сих пор. Так назвали даже квартал по соседству.
Историческое здание Симановской (Макаровской) мельницы. За ней стоял гигантский элеватор, и все вместе это составляло территорию мукомольного завода. Потом завод выселили за город элеватор снесли и построили жилой комплекс. На фото самое начало стройки и от пруда было видно здание Управления железной дороги
Историческое здание Симановской (Макаровской) мельницы. За ней стоял гигантский элеватор, и все вместе это составляло территорию мукомольного завода. Потом завод выселили за город элеватор снесли и построили жилой комплекс. На фото самое начало стройки и от пруда было видно здание Управления железной дороги

Мост, в его нынешнем железобетонном конструктиве, построили в 1959 году, до того он был деревянным. В 1975 реконструировали подход со стороны ЖД вокзала — въезд с восточного, левого берега — и расширили проезжую часть с тротуарами. Следующие 40 лет серьезных работ с мостом не проводилось. А в 2015 году техническая комиссия вынесла заключение о том, что дальше мост эксплуатировать нельзя — требуется капитальный ремонт.

Для проведения ремонта моста уровень воды в Городском пруду понизили. Рабочие построили техническую дорогу, и начали работы. Правильнее было бы назвать происходящее реконструкцией или даже модернизацией: в итоге мост должен получить велопешеходные дорожки нормальной ширины, три полосы для автомобилей в каждом направлении и выделенные трамвайные пути.

Обнажившееся дно пруда сначала изрядно напугало горожан: оголившиеся, местами заиленные, берега были обильно покрыты мусором. Версии на форумах гуляли самые дичайшие: начиная с экологической катастрофы и заканчивая причудами олигархов, которые будто бы страшно захотели очистить пруд.

Дно действительно оказалось довольно засранным (несмотря на периодические работы по его очистке). Но тем любопытнее было гулять по новой береговой линии.

Нет, это не паром и не плавучая лодочная станция. Просто справа от Динамо, в затоне у Космоса хотели построить храм. Да, в пруду. На насыпном острове. Но под этим местом идет тоннель метро — забоялись попасть сваей в поезд и стройку отменили
Нет, это не паром и не плавучая лодочная станция. Просто справа от Динамо, в затоне у Космоса хотели построить храм. Да, в пруду. На насыпном острове. Но под этим местом идет тоннель метро — забоялись попасть сваей в поезд и стройку отменили

При беглом изучении на дне пруда обнаружились:

  • Бытовой мусор в виде битого стекла и всякого хлама — в товарных количествах
  • Металлолом — куча
  • Урны бетонные — есть
  • Знак дорожный — один
  • Запорожец "горбатый" — проржавел дотла
  • Символы ушедшей эпохи — с кусками заборов

На первом этапе полностью разобрали северную сторону моста, перенесли коммуникации: тепловые и электрические сети. Затем половину моста собрали заново: с мощным кабельным коллектором, пешеходным тротуаром солидной ширины, тремя полосами на автомобильной части и выделенными трамвайными путями.

О состоянии трамвая и его проблемах читайте в заметке "Екатеринбургский трамвай: заповедник "чехов"

За мостом, в северной части Городского пруда обустроенной набережной нет до сих пор. Самое интересное и вообще единственное культурное сооружение — лодочная станция. Которая потом вообще горела.

Там берега заросшие и болотистые. Илистые отложения вдоль них сформировали причудливые узоры. А в кустах обнаружились не то бьющие из-под земли ключи, не то пробивающиеся из заточения в коллекторах подземные речки.

А перед самым закатом, когда наступают синие сумерки и зажигают свет в офисах, становится немного киберпанково...
А перед самым закатом, когда наступают синие сумерки и зажигают свет в офисах, становится немного киберпанково...

Через год с небольшим разобрали техническую дорогу и вернули воду в пруд. Нынешней осенью должны начаться работы по реконструкции южной стороны моста. Как знать, может для них тоже будут сливать воду, и мы снова сможем наблюдать с набережной не очень симпатичное, но жутко увлекательное дно любимого пруда.

До новых встреч!
До новых встреч!