Найти тему
Голос Армении

"ВИЛИК" АРМЯНСКОГО ФУТБОЛА

11 августа исполнилось 73 года одному из самых известных армянских футболистов, легендарному полузащитнику великолепного "Арарата" 70-х Аркадию Андреасяну.

АРКАДИЙ ГЕОРГИЕВИЧ РОДИЛСЯ В БАКУ, азы футбольной науки постигал в спортшколе местного "Нефтяника". Переехав в Армению, попытался пробиться в основу "Арарата", но первая попытка в 1966 году оказалась неудачной. Поиграв в армянских командах низших лиг ("Лернагорц", "Ширак", "Севан"), он в 1969 году был вновь приглашён в "Арарат". Все последующая жизнь Андреасяна была связана с этим клубом в качестве игрока, тренера и административного работника.

По итогам чемпионского для команды сезона 1973 года Андреасян в соревновании бомбардиров с 13 мячами занял третье место. Весь этот год полузащитник "Арарата" выступал в составе национальной сборной СССР, в том числе в отборочных матчах чемпионата мира (всего за карьеру 12 матчей, 1 гол). Его великолепную игру отмечала не только советская, но и иностранная пресса. Специализированный британский журнал World Soccer называл Андреасяна "королевской булавкой" "Арарата".

Для Аркадия Георгиевича в футболе не существовало тайн. В отечественных СМИ его порой сравнивали с Йоханом Кройфом. Как и легендарный "Летучий голландец", Андреасян был способен вести мяч, даже не глядя на него. А тот висел у него на ноге, словно приклеенный. Конечно, в небольших Нидерландах взойти на футбольную вершину было куда легче, чем в бескрайнем СССР. Армянскому таланту так и не дали полностью реализовать себя в советском футболе, а уж о том, чтобы играть за пределами страны, и речи быть не могло. Хотя заполучить в свой состав Андреасяна мечтали многие европейские клубы.

В 1979 году полузащитника "Арарата" пригласили в австрийский "Рапид". Эта команда считалась "рабочей" и имела прочные связи с Коммунистической партией Австрии. Переход Андреасяна прорубил бы окно в Европу и для других советских игроков. Но когда вопрос с поездкой в Вену был уже практически решен, на пути футболиста был поставлен "шлагбаум". В ЦК Компартии Армении посчитали, что он не может представлять нашу страну за рубежом. Вместо Андреасяна поехал нападающий ленинградского "Зенита" Анатолий Зинченко, ставший первым советским футбольным легионером.

Болельщики называли шестого номера "Арарата" футбольным профессором и "Виликом". О смысле второго прозвища неискушенному человеку догадаться трудно: "Вилик" означало великий. Чтобы понять, почему Аркадия Андреасяна так называли, нужно было увидеть его игру на поле вживую. А уж чего стоил один лишь гол полузащитника в ворота мюнхенской "Баварии" в четвертьфинальном матче Кубка европейских чемпионов в 1975 году на стадионе "Раздан"!

В первом тайме невысокий Андреасян в воздушном поединке переиграл великого Франца Беккенбауэра и головой отправил мяч в ворота другого чемпиона мира – Зеппа Майера. Многие немецкие обозреватели назвали тот матч "сказочным спасением от разданского ада".

-2

СЧИТАЕТСЯ, ЧТО У АНДРЕАСЯНА НЕПРОСТОЙ ХАРАКТЕР, и это сполна проявилось в "золотом" "Арарате" середины 1970-х. Вот что рассказывал он сам в интервью "Советскому спорту" восемь лет назад.

"Если говорить о футболе, вспоминаю нелицеприятный разговор с Никитой Павловичем Симоняном, в ту пору – тренером "Арарата". Прошло почти 40 лет. Мы давно нашли общий язык, тем не менее неприятный осадок от того разговора остался. По крайней мере, у меня.
Когда в 1973 году "Арарат" завоевал чемпионство и Кубок, основную заслугу многие видели в работе тренера из Москвы. Лично мне это не понравилось. Во-первых, было обидно за нашу маленькую республику, очень много сделавшую для нашей победы. Во-вторых, задело как непосредственного участника. Из-за травмы я не готовился к тому сезону. Зимой целый месяц пролежал в Москве. А перед первым матчем с киевскими динамовцами успел провести всего четыре тренировки. Мы выиграли со счетом 3:1, а я забил два мяча. Вот тогда и начался наш поход "за золотым руном".

Все это я высказал Симоняну. Наш разговор перерос в словесную стычку. Но тогда каждый остался при своем мнении, хотя я понимал, что тренер никого не просил его прославлять".

В чем причина такой репутации? Андреасяну-футболисту всегда были свойственны чувство ответственности и строгой дисциплины, чего он требовал от всех своих команд, когда становился тренером. Неудивительно, что подобный подход часто приводил к разногласиям в коллективе. Конечно, можно обвинять Андреасяна в отсутствии гибкости и в конфликтности характера, но он никогда не "отбывал номер" на поле, когда играл сам, и не делал этого, находясь на тренерском мостике. В противном случае при нынешнем уровне армянского футбола Аркадий Георгиевич до сих пор спокойно бы получал зарплату в роли, например, советника или почетного президента.

Но тогда он не был бы "Виликом" – футболистом, игрой которого восторгались миллионы болельщиков.

Вадим МКРТЧЯН

https://golosarmenii.am/article/92435/vilik-armyanskogo-futbola