Картины, которые украшали пыточный подвал любимого друга художника Рокотова, помещика Струйского.
В Историческом музее сейчас проходит выставка портретов кисти Рокотова (о которой я рассказывала недавно). В числе экспонатов этого небольшого проекта -- картина, которая принадлежит не самому мастеру, а другой, крайне любопытной персоне, о которой известно крайне мало.
Это художник А. Зяблов -- единственный известный по фамилии ученик Рокотова, у которого, судя по уцелевшим работам, их было достаточно много. О биографии его известно мало. Однако самое интересное, что помимо реальной биографии у него есть еще одна, посмертная, созданная в ХХ веке. Кстати, судя по этикеткам в ГИМе, авторам выставки эти сведения не попадались.
Итак, что известно реально о художнике по фамилии Зяблов?
Известно, что друг Рокотова помещик Струйский (портрет жены которого так прославлен) был богат и страдал графоманией. Не уровня графа Хвостова, но где-то близко. Современники его за поэта не считали, и он издавался за свой счет.
В числе его сочинений есть достаточно длинное стихотворение, озаглавленное «На смерть верного моего Зяблова, последовавшей в Рузаевке 1784 года, узнанную мною в Москве».
Для чтения оно достаточно трудно, потому что относится к тому поэтическому языку, который был у нас до Карамзина-Пушкина. Из стихотворения становится ясно, что Зяблов был крепостным Струйского, что он учился у Рокотова, что он расписывал потолочные плафоны в усадьбе Струйского Рузаева, и что вот он скончался.
Не ясно было, каким личным именем Зяблов был крещен. Непонятно было, в 1784 году он умер, или хозяин только узнал об его смерти в этот период. Поэтому в справочниках писали (ум. 1783/4).
От творчества художника сохранилась одна-единственная нормальная картина (попавшая в Исторический музей от потомков Струйских). Это "Кабинет Ивана Ивановича Шувалова", причем копия 1779 года с утраченной работы Рокотова 1757-8 годов (оригинал, видимо, сгорел в двенадцатом году).
Картина является редким для русского искусства 18 века образцом интерьерного жанра. Из надписи на ней стало известно, что инициал художника - "А". А основываясь на дате, решили, что учиться у Рокотова в столице, стало быть Зяблов должен был в 1770-х.
"Кабинет" сейчас можно увидеть на выставке в ГИМе. Вторая картина Зяблова, поступившая вместе с ней, сейчас находится на реставрации. На выставке о ней рассказывается на специальном мониторе. На старом фото с сайта ГИМа оно выглядит еще вот так, в процессе реставрации.
Но самое интересное, это данные, полученные с плафона во время вот этой свежайшей реставрации. Там обнаружили надпись «Andrey Siablov. Mort — Rusayevka. 1783».
Таким образом, оказалось, что крестили автора Андреем, а до владельца его известие о смерти добиралось медленно.
***
Тем не менее, о существовании крепостного Зяблова в ХХ веке было известно давно, и это дало толчок одному винтажному уже арт-проекту.
Знаменитый андеграундный дуэт Комара и Меламида, те самые, которые изобрели соц-арт и обладали весьма специфическим чувством юмора, сделали Зяблова, о котором были известны минимальные факты, персонажем своего проекта-розыгрыша (их другие «исторические» персонажи из серии «Легенды» — вольнодумец XVIII века Дмитрий Тверитинов и пейзажист Николай Бучумов).
В 1982 году они опубликовали «искусствоведческую» статью-мистификацию (Russica-81, NY, 1982. C. 403—408), пародирующую искусствоведческие научные тексты и рассказывающую о «подлинной» биографии А. Зябликова.
В версии хулиганского дуэта современных художников, в 1973 году на чердаке одного из старых московских домов были найдены свернутые в трубку почерневшие полотна и документы. Инициал «А.», согласно их версии, расшифровывается как «Апеллес», будто бы на самом деле он пережил и 1794 год, и своего барина, получил вольную, и представил свои работы в Академии художеств в Петербурге в 1798 году, где немолодого художника снова отправили в класс рисовать гипсы, из-за чего он в отчаянии повесился.
Статья сопровождалась чб репродукциями двух «найденных» работ мастера. Это были попросту два черных овала.
Как пишут сейчас, комментируя мистификацию Комара & Меламида, благодаря этим работам «крепостной Апеллес Зяблов, первый в мире абстракционист, ещё в XVIII веке написавший беспредметную картину „Портрет Её Величества Ничто“, то есть опередивший Малевича на полтора столетия» (такой Крякутной, только в искусстве).
Помимо «картин Зяблова», сфабрикованные документы тоже показывались на выставках дуэта как отдельные артефакты.
Вот такая вот мистификация...
Однако осталась она лишь на страницах старых журналов и каталогов. А все потому что тогда не было интернета. Иначе пораженные преподаватели читали бы это уже со страниц школьных сочинений и студенческих курсовых, как "чистую правду".
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.