В 1957 году на Неревском раскопе в Великом Новгороде нашли письмо, отправленное крестьянами из Избоища в город в середине XV века.
С разбиением на слова грамота читается так:
Перевод на современный язык:
Господину Ондреяну Михайловичу, господину Миките Михайловичу, госпоже нашей Настасье, Михайловой жене, бьют челом крестьяне избоищане. Здесь, господа, в вашей волости Горотной (?) появляются повестки, здесь появляются фальшивые повестки, здесь, господа, появляются фальшивые завещания. А переписывают фальшивые повестки и завещания ваш Нетребуй [и (?)] дьяк. А утверждают, что запечатал Иван (?) Парфеев (?) [эти] завещания. А крестьяне ваши вам, своим господам, челом бьют.
Письмо принадлежит к числу тех немногих, которые написаны малограмотным человеком. Оно изобилует описками и ошибками.
Коллективными авторами письма являются «крестьяне избоищане». Починок Избоища описан в писцовой книге Шелонской пятины 1539 года. Горотъня и Парфа тоже, очевидно, имена селений. Деревни с именем Городня встречены в писцовых книгах много раз, в том числе в той же книге Шелонской пятины 1539 года. Село Парфино на реке Ловать (ныне поселок городского типа Парфино Старорусского района Новгородской области, на той же реке) описано в той же книге Шелонской пятины 1539 года. В книге названы и бывшие (до конфискации) владельцы всех этих селений, но они ни по отчествам, ни иным способом не могут уже быть связаны с адресатами грамоты.
Андриан Михайлович и Никита Михайлович - сыновья Михаила Юрьевича. Настасья, Михайлова жена, фигурирующая в грамоте № 307, - жена Михаила Юрьевича. Грамоты №307 и №303 найдены на той же усадьбе И, куда в более раннее время приходили челобитные к Михаилу Юрьевичу.
Позовник был лицом судебной администрации, судебным приставом. В волости, принадлежащей сыновьям и вдове Михаила Юрьевича, появились, по словам крестьян, позовники лживые, т. е. самозванные. С ними был дьяк позовничий. Эта должность в других источниках не упоминается. Слово «печатале» говорит о запечатывании какого-то имущества. Наложение печатей производилось, вероятно, ради вымогательства. Два раза сказано про лживые рукописания этих позовников. В феодальное время люди, имевшие печати и умевшие писать официальные документы, могли стать опасными вымогателями. Здесь они выехали на промысел целым коллективом, взяв с собой дьяка. Во всяком случае, появление лживых позовников, как, впрочем, и настоящих, было большой неприятностью для крестьян. Это влекло за собой новые поборы, помимо боярских. Крестьяне вынуждены просить защиты у новгородских бояр, своих вотчинников.
При написании поста автор активно пользовался материалами сайта gramoty.ru.