Найти тему
Родительский совет

Одарённый ребенок: как не совершить ошибку?

Воспитание одаренного ребенка требует от родителей особого внимания. Детская психика очень уязвима, поэтому взрослым нужно быть чуткими и осторожно относиться к потребностям ребёнка. В процессе воспитания некоторые родители совершают ряд ошибок, способных серьезно травмировать детскую психику и привести к различным личностным отклонениям. Чтобы избежать этих ошибок, следует знать о наиболее типичных из них.

1. Чрезмерное восхищение достижениями ребенка, излишняя уверенность в его успехах.

Гордиться успехами своего ребенка абсолютно нормально, но во всем нужна мера. Постоянно превознося ребенка над другими, заявляя об исключительности его таланта, можно воспитать тщеславного нарцисса, привыкшего быть лучшим по определению, а не по достижениям.

Такая личность, вероятно, будет иметь сложности в общении со сверстниками и страдать от одиночества. Иногда родители не придают особого значения и воспитанию ребенка. Ему и так все дается легко, зачем его чему-то учить? Это ошибочная позиция.

В возрасте 3-10 лет дети усваивают необходимые навыки концентрации и самоорганизации, учатся прилагать усилия. Ребенок, опережающий всех, может не усвоить этих навыков и в тот момент, когда от него потребуется концентрация и сила воли, сдаст позиции. Из-за этого многие подающие надежды ученики скатываются на тройки и двойки в средней и старшей школе.

2. Завышенные требования к ребенку, напряженный график.

Другой вариант ошибочного поведения родителей — неконтролируемое наращивание темпов развития. Одержимость идеей воспитать «вундеркинда» часто не дает родителям увидеть, что ребенок находится в постоянном стрессе, не справляется, но при этом боится сообщить об этом взрослым.

-2

Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Обращайтесь к научной литературе, где содержатся рекомендованные нормы умственных и физических нагрузок для ребенка в соответствии с его возрастом, иначе стресс и «перегорание» неизбежно приведут к откату способностей и апатии. Завышенные требования родителей учат ребенка тому, что он не имеет ценности сам по себе как личность, что он всегда недостаточно идеален и совершенен.

Развивается болезненный перфекционизм — неуверенность в себе под девизом: «Лучше не делать ничего, ведь все равно я не смогу сделать идеально». Амбиции родителей разрушают доверительные отношения с ребенком, он начинает чувствовать себя одиноким и ненужным.

3. Игнорирование потенциала.

Это свойственно родителям, крайне неуверенным в себе. Они проецируют собственные комплексы на достижения ребенка, называя их бесполезными, глупыми, незначительными.

В чем бы ни был хорош их ребёнок, они всегда уверены, что он занимается не тем. Радуются его неудачам и заранее прогнозируют их, говоря : «А я знал, что это глупая затея», «А чего ты хотел? Ты же не умеешь ничего». Говорить о том, как губительно это сказывается на самооценке ребенка, излишне.

-3

Независимо от того, одаренный ребенок или нет, он в первую очередь — личность, которая не может сформироваться здоровой в условиях психологического давления, чрезмерного восхищения или обесценивания достижений. Старайтесь сохранять доверительные отношения, будьте готовы поддержать его независимо от того, насколько развиты его способности, ведь талантливый человек тоже бывает уязвимым.