Был на Руси день, когда славили кузнецов. Это 10 августа.
Кузнец практически у всех народов мира считался человеком, обладающим особой волшебной силой, и он мог запросто совладать с чертом и расплющить его молотом.
Эта статья написана вместе с мастером кузнечного дела Зелимханом Евлоевым – его работы можно посмотреть по ссылке: https://www.livemaster.ru/-kovka-
Все фотографии в статье - авторские - (с) Зелимхан Евлоев.
Несомненна связь этого персонажа сказки с кузнецом мифов.
Искусство кузнечного дела всегда было магическим. Власть над огнем и магия металла обеспечивали кузнецам репутацию могущественных колдунов, недаром кузни всегда стоят на отшибе — в месте, удобном для совершения магических обрядов.
В древние времена кузнец для "сородичей" был и могущественной, и устрашающей фигурой, сродни шаману, и принадлежал к двум мирам - «обычному» и сверхъестественному, вселяя в людей одновременно надежду и ужас.
Кузнец был человеком огня, которого часто связывали со сверхъестественными силами, от которых он получил свое умение.
Иногда кузнецы создавали своеобразные «ремесленные братства», вступить в которые можно было лишь пройдя через особый обряд посвящения.
Их ремесло, подобно ремеслу шамана, считалось весьма опасным, ибо подразумевало соприкосновение с двумя уровнями реальности: демоническим «подземельем» металла и огня - и обычным миром созданных ими изделий. Отношения кузнецов с шаманами в различных культурах варьировались: они были враждебными, а порой — дружескими.
В "треугольнике" «шаман - кузнец – воин» самым сильным в народном представлении часто оказывался кузнец, и всегда он был сильнее воина.
Кузнец в древнем обществе раньше, чем прочие мастера, должен был "бросить" заниматься другими делами (например, одновременно с основным умением заниматься охотой и натуральным хозяйством), и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем, вдобавок, знания сложных технологических процессов.
"Согражланам" это было не всегда понятно и казалось загадочным.
Не всегда понятен был и процесс зажигания горна и использования угля. И у многих народов именно углем "посвящали" в кузнецы ученика-подмастерье - мазали ему лицо.
Кузнец всегда был на особом положении, и в мифах он чаще всего - создатель мира или помощник верховного бога.
И он, как правило, подобно Гефесту - единственный "работающий" бог среди "коллег".
У древних скандинавов кузнец был тоже в великом почете. Храфн Свенбьёрнсон, который в Исландии считался вторым Вёлундом, также слыл прекрасным скальдом и хорошим лекарем, отлично знал законы и умел произносить речи. Конунг Олав Толстый (Святой) также был очень искусен в кузнечном деле, а помимо него, и в плотницком. Сверх того, он хорошо мог оценить как свою работу, так и чужую, и тотчас замечал недостатки, что очень ценили его друзья.
Исследователи отмечают, что между кузнецами и шаманами возникал симбиоз, как это, вероятно, и было в случае со Скаллагримом. Отдельные черты «магии металлов» в сочетании с тайнами шаманов сохранились и в известном древнегерманском мифе о кузнеце Вёлунде.
М. Элиаде указывал, что «тайны металлов» напоминают нам те профессиональные секреты, которые передаются в ходе посвящения в шаманы. В обоих случаях мы имеем дело с практикой эзотерического характера.
И несомненно почтение, которое проявлялось к этой профессии издревле – еще со времен царя Соломона, как о том гласит древняя легенда:
«После окончания строительства иерусалимского храма Царь Соломон устроил грандиозное пиршество, на которое пригласил всех строителей-мастеров. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как царь спросил:
– Ну а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания храма?
Поднялся каменщик:
– Разумеется, храм – это наших рук дело. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.
– Спору нет, а основа храма каменная, – вмешался плотник, – но судите сами, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром. А наш паркет из лучших пород самшита – как радует он взор! Мы, плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.
– Смотри в корень, – прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для фундамента.
Но царь Соломон недаром слыл мудрым, подозвав к себе каменщика, он спросил:
– Кто сделал твой инструмент?
– Конечно, кузнец, – ответил удивленный каменщик.
– А твой? – обратился царь к плотнику.
– Кузнец, – не раздумывая, сказал тот.
– Ну а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.
– Ты же сам знаешь, царь, что кузнец.
Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу, это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.
– Вот кто главный строитель храма, – воскликнул мудрейший из царей.
С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.
Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий».
Прочитать и посмотреть больше о кузнечном деле модно в инстаграме мастера https://www.instagram.com/fiere_work/
На ютюб канале: https://www.youtube.com/channel/UC31hoAuJk82TRzoYBtldMhg/videos