Миллениалы – это люди, родившиеся в 1980-1990-ые годы, их ещё называют поколением Y. По своим ценностям, привычкам и идеалам они сильно отличаются от предыдущих поколений. Сказываются эти отличия и в инвестировании.
Американские миллениалы
В США представители поколения Y считают себя финансово грамотными. Около 81% миллениалов утверждают, что они могут достигать финансовых целей, в то время как среди людей старше 40 лет в своих финансовых способностях уверены не более 60%. Однако поколение Y почти не откладывают денег на пенсию и меньше интересуются покупкой недвижимости. Вместо этого они предпочитают тратиться на путешествия, домашних животных и небольшие радости жизни типа утреннего кофе. Психологи утверждают, что на долю поколения Y не выпадали тяжелые испытания, сопоставимые с Великой депрессией или Второй мировой войной, и именно поэтому они не склонны делать сбережения.
Если же у миллениала всё же остались свободные деньги, то обычным брокерам он их не несет. Поколение Y не любит сложные инструменты анализа рынка, основанные на техническом и фундаментальном анализе. Оно предпочитает удобные приложения, где процесс инвестирования напоминает несложную компьютерную игру.
В частности у американцев популярно приложение Robinhood, его используют более 5 миллионов человек. Покупка акций, облигаций и криптовалюты в этом приложении осуществляется всего в несколько касаний. Интерфейс Robinhood простой и напоминает интерфейс Uber. При этом комиссия за операции на фондовом рынке не взимается. За 5$ в месяц можно получить «золотой» аккаунт: с ним инвестору доступны советы экспертов и подробная статистика по каждой компании.
Наибольший интерес у миллениалов вызывают акции крупных IT-компаний:
- Microsoft;
- Facebook;
- Apple;
- Nvidia.
Пользуются популярностью и акции других высокотехнологичных компаний, в первую очередь Tesla. Также миллениалы активно инвестируют в малоизвестные стартапы, которые занимаются робототехникой, биотехнологиями и искусственным интеллектом.
Российские миллениалы
Наши представители поколения Y отличаются высокой склонностью к путешествиям. Более 70% российских миллениалов стремятся побывать за границей, в то время как в мире доля любителей путешествий составляет лишь 57%. Одновременно с этим россияне больше ориентированы на создание семьи. Её планирует создать 48% российских миллениалов, в то время как среди иностранцев эта доля не превышает 39%.
Центробанк РФ особо отмечает, что ориентированность российской молодежи на получение впечатлений, а не накоплений, представляет угрозу пенсионной системе страны. Большинство миллениалов к старости не будет иметь никаких сбережений. Однако всё же в России есть 7% представителей поколения Y, которые покупают ценные бумаги на бирже.
Большинство миллениалов в России инвестируют с помощью приложений для смартфонов. В лидерах находятся приложения следующих банков:
- Сбербанк;
- Тинькофф банк;
- ВТБ;
- Альфа-банк.
Миллениалы предпочитают покупать не акции, а облигации. Наибольшим спросом пользуются государственные ОФЗ, также популярны облигации компаний, которые в значительной степени контролируются государством:
- Сбербанк;
- Россельхозбанк;
- РЖД;
- Газпромбанк;
- Газпром;
- Роснефть.
В этом и заключается главное отличие российских миллениалов от их американских ровесников – наши граждане мало доверяют частным компаниям и верят государству, а американцы вкладываются именно в частный сектор.