Хайфа – третий по количеству жителей город в Израиле и самый крупный из городов на севере страны, численность населения которого составляет чуть меньше трехсот тысяч, а если с окрестностями и пригородами, то будет в два раза больше. Начиная с 19-о века она была крупнейшими морскими воротами османской Палестины и принимала множество эмигрантов ежегодно, которые затем обычно отправлялись вглубь страны. Но и сейчас здешний порт является крупнейшим в Израиле благодаря своей удобной и глубоководной естественной гавани.
Как появилась Хайфа и как она стала «русским» городом, я сейчас расскажу.
Ну, как и везде в Израиле, первые поселения на этой земле возникли еще во времена неандертальцев. Кроме шуток – в известной еще по Библии горе Кармель имеются несколько пещер, которые полностью перекопаны археологами и дали немало важных сведений в нелегком деле изучения древних людей.
Но вообще-то, что-то похожее на город, и уже сразу с современным названием, тут появилось в первом веке при римлянах, когда неподалеку от имперской крепости возникло небольшое еврейское поселение. Поскольку после разгрома, учиненного римлянами своей восставшей провинцией Иудее, еврейская жизнь переместилась на север, Хайфа множество раз упоминается в Талмуде, священной книге иудейской веры.
После мусульманского завоевания тут еще был значительный город, который позже захватили крестоносцы, считавшие, что ее название идет от арамейского имени апостола Петра – Кифа. Тогда здесь сидел один из вассалов Иерусалимского короля. Но в османскую эпоху от прежнего благополучного города не осталось и следа, и несколько десятилетий тут была лишь рыбацкая деревушка. Чуть позже ее перенесли на пару километров в сторону и назвали Новой Хайфой. Этот поселок и стал ядром современного города.
В начале 20-о века Хайфу вновь заселили арабские христиане, а также многочисленные еврейские репатрианты, которые добирались сюда по морю. В первые десятилетия существования Израиля тут была очень неплохо развита промышленность, но затем большая часть предприятий переехала на юг. В результате, ко времени Большой алии из бывшего СССР тут был пусть и не депрессивный, но не очень благоприятный для трудоустройства город.
Тем не менее, по неясным мотивам правительство выбрало Хайфу в качестве одного из главных мест для поселения евреев из Советского Союза. Ныне их тут живет около 60 тысяч, что составляет пятую часть от всех жителей. Причем, необязательно эти люди именно евреи – до 30 % Большой алии составляли славяне и люди иных национальностей, являвшиеся супругами и членами семей тех, кто имел право на репатриацию.
Еще лет десять-пятнадцать назад среди русскоязычной общины Израиля ходили упорные слухи, что власти отправляют сюда выходцев из пост-СССР вполне намеренно, чтобы укрепить за счет «сумасшедших русских» собственные северные границы, например, Хайфу, где традиционно живет много арабов.
Пусть ЦАХАЛ и полиция бдят, в середине двухтысячных тут было не вполне безопасно: поскольку ливанская граница совсем рядом, контролирующая юг этой страны Хезболла в ходе июльской войны 2007-о года имела возможность запускать ракеты по жилым кварталам. Тогда мои хорошие знакомые, которые уехали в Израиль незадолго до этого, во время телефонных разговоров иногда говорили нечто вроде: «Все, пока-пока, зовут в бомбоубежище!»