Найти тему
Энергия+

Как изобретение инженера-механика Шухова решило проблему хранения нефти

Глядя на большие емкости нефтебаз и НПЗ, мало кто связывает эти конструкции с «первым инженером Российской империи». А ведь именно Владимир Шухов стоял у истоков инженерной школы отечественного резервуаростроения. Рассказываем о его достижениях.

От США до Шаболовки

После окончания Императорского московского технического училища (ИМТУ), весной 1876 года, Владимир Шухов в качестве поощрения за успехи в учебе был включен в состав делегации, командированной в США советом училища «для изучения Филадельфийской выставки и ознакомления с более известными заводами, фабриками и искусственными сооружениями». Поездка на выставку, проводимую в честь празднования столетия создания Соединенных Штатов Америки, сыграла определяющую роль в его дальнейшей жизни. Именно здесь он познакомился с инженером Александром Бари, ставшим его другом и деловым партнером на долгие годы.

Дебаркадер на Киевском вокзале Москвы был восстановлен по чертежам архитектора Владимира Шухова
Дебаркадер на Киевском вокзале Москвы был восстановлен по чертежам архитектора Владимира Шухова

После года работы в Санкт-Петербурге в чертежном бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги инженер-механик Шухов по приглашению Александра Бари отправился в Баку в качестве представителя фирмы «Бари, Сытенко и Ко» для организации работы по прокладке первого в России нефтепровода. С этой задачей он справился с блеском: осенью 1878 года по нефтепроводу длиной 8,5 верст началась транспортировка нефти на нефтеперегонный завод братьев Нобель.

Осенью 1880 года Владимир Шухов вернулся в Москву и несколько месяцев полностью был погружен в организацию «Строительной конторы инженера А. В. Бари», где последующие 37 лет занимал должность технического директора. Его творческое инженерное наследие, накопленное за эти годы, так велико и многогранно, что кажется невероятным, как в одиночку можно выполнить такой громадный объем проектной и конструкторской работы.

По системе инженера-механика Шухова были созданы: знаменитая 160-метровая радиотелебашня на Шаболовке в Москве, трубопроводы, железнодорожные мосты, оригинальные сетчатые и сводчатые металлические конструкции покрытий различных зданий и сооружений, водонапорные башни и маяки, водотрубные паровые котлы, нефтеналивные баржи, резервуары для хранения нефти и керосина, насосы, газгольдеры и многие другие сооружения и устройства.

Первые резервуары для нефти

Одной из ярких страниц в деятельности Владимира Шухова стало создание отечественной инженерной школы резервуаростроения. Работая на строительстве первого в России нефтепровода на бакинских нефтяных промыслах, он сумел оценить величину потерь нефти при хранении сырья в примитивных открытых земляных амбарах и каменных погребах, что привело инженера Шухова к решению заняться разработкой нового типа оборудования для хранения нефти и продуктов ее переработки.

Круглый стальной павильон-ротонда, построенный Шуховым для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, показал возможности использования стали в архитектуре. Фото: Fotobank, Legion-media, РИА-Новости
Круглый стальной павильон-ротонда, построенный Шуховым для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, показал возможности использования стали в архитектуре. Фото: Fotobank, Legion-media, РИА-Новости

В 1883 году в журнале «Инженер» была опубликована статья Владимира Шухова «Механические сооружения нефтяной промышленности», где он писал: «Настоящую статью мы посвятили главным образом описанию железных резервуаров. Это тем более необходимо, что, насколько известно, техническая литература почти не затрагивает вопроса о рациональном устройстве железных резервуаров, служащих для хранения жидких тел». Отметив то, что зарубежные кубические резервуары обладали большим весом, в своей работе он убедительно доказал, что оптимальная конструктивная форма резервуара — цилиндрическая, которая позволяет эффективно использовать главное свойство круга: минимальный периметр при данной площади.

С учетом специфических свойств нефти и нефтепродуктов, применив дифференциальное уравнение четвертой степени, инженер Шухов исследовал картину распределения напряжений в стенках резервуара и получил вид кривой их упругой деформации. Это, в свою очередь, позволило получить убедительный ответ на все вопросы, связанные с обеспечением прочности резервуаров и их устойчивости. В основном резервуары Шухова по проектам оснащались стационарными коническими крышами. Однако для бензиновых резервуаров изобретатель разработал конструкции висящих непроницаемых крыш, позволяющих сократить потери легких фракций. Впервые такие резервуары были построены в начале второго десятилетия ХХ века на Кубани, в Майкопском нефтепромысловом районе.

Важнейшую практическую ценность представляли и новаторские решения инженера Шухова по определению надежности фундамента в резервуаростроении, позволившие устанавливать резервуары на песчаную подушку, на поверхность которой наносился небольшой слой асфальта, а внутри находилась дренажная система.

Инженер Шухов ввел в практику отечественного резервуаростроения три важных критерия: проектировочный, технологический и производственный. Проектировочный критерий оценивал степень оптимального использования металла в конструкции резервуара. Технологический — трудоемкость изготовления несущих и ограждающих конструкций, поэтому все резервуары Шухова соответствовали определенным стандартам, предполагающим использование унифицированных элементов. Инженер Шухов создал и специальные таблицы, с помощью которых можно было быстро определять объем резервуара, его тип, расход металла и стоимость материала и строительства. Производственный критерий оценивал время монтажных работ, необходимых для сооружения резервуаров. Впервые в мировой практике инженер Шухов внедрил поточную сборку конструкций из металлических стандартных элементов.

Принципы строительства стальных резервуаров, разработанные Владимиром Шуховым, используются и сегодня
Принципы строительства стальных резервуаров, разработанные Владимиром Шуховым, используются и сегодня

Резервуары Шухова сразу привлекли внимание ведущих отечественных нефтепромышленников. Уже в 80-х годах XIX века в России было построено 130 вертикальных цилиндрических резервуаров. Только для Константиновского завода товарищества «В. И. Рагозин и Ко» в Ярославской губернии за летний период 1881 года возвели 10 резервуаров общим объемом 16 тыс. пудов.

К 1939 году в СССР насчитывалось более 10 тыс. нефтяных резервуаров конструкции Владимира Шухова. В 1931 году при непосредственном участии почетного академика Шухова был разработан первый общесоюзный стандарт ОСТ 5125 на клепаные стальные резервуары емкостью до 10,55 тыс. куб. м, который позволил вывести отечественное резервуаростроение на новый уровень.

Стеклянные перекрытия ГУМа в Москве также разработаны Владимиром Шуховым
Стеклянные перекрытия ГУМа в Москве также разработаны Владимиром Шуховым

Новые вызовы

Шуховская теория расчета и конструирования стальных вертикальных резервуаров сохраняет актуальность и в наше время. Новый рулонированный метод постройки резервуаров крупных габаритов, появившийся в 50-е годы прошлого века в Советском Союзе и по эффективности и глубине научной и практической проработки намного опередивший достижения в мировом инженерном деле, стал развитием научных и инженерных идей Владимира Шухова. При использовании новой технологии сварка деталей днища производилась на заводе, в то время как рулонные заготовки доставлялись уже непосредственно на место строительства, где разворачивались, соединялись — и проводился монтаж кровли.

Отечественные резервуары в советские годы считались самыми экономичными, а методы их расчета по предельным состояниям переняло мировое инженерное сообщество.

Глобальные вызовы ХХI века ставят перед нефтегазовой отраслью России новые сложные проблемы. Ускоренные темпы научно-технического прогресса, жесткие рыночные отношения в условиях изменчивой конъюнктуры мирового рынка, включение в зоны нефтегазового строительства новых территорий с новыми экстремальными климатическими и сейсмическими нагрузками, а также возросшие требования экологической и пожарной безопасности вызывают необходимость модернизации технической базы отечественного резервуаростроения и более активного применения новых инновационных технологий, разработка которых требует приложения инженерного творчества и новаторского подхода к решению конкретных задач. То есть подхода, ярким примером которого была деятельность Владимира Шухова.

Подписывайтесь, чтобы узнать больше об истории нефтяной отрасли. Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».

Текст: Александр Матвейчук

Фото: Fotobank, Legion-media, РИА-Новости