Найти тему
Daily Culture

Палех. Мир в миниатюре

Более 90 лет назад, в 1924 году, в посёлке Палех в Ивановской области были организованы Палехские Художественные мастерские. Сейчас, палехская лаковая миниатюра – всемирно известный народный промысел. Его история, однако, уходит в глубокую древность.

Палех славился своими иконописцами ещё во времена Древней Руси. В ХVIII веке в поселке был построен Крестовоздвиженский храм, который и сделал Палех центром иконописного искусства. Это звание мастера поддерживали вплоть до начала ХIX века. Палехская иконописная школа отличается неповторимым своеобразием, так как ощутила влияние московских, ярославских и новгородских икон. Палехские художники не были только иконописцами, они занимались монументальной живописью, росписью, реставрацией. Интересно, что две палехские иконы были отправлены в подарок великому Гёте, когда тот заинтересовался русской иконописью.

История палехской иконописной школы резко обрывается после Октябрьской революции, когда все мастерские были закрыты, а художникам пришлось искать новые формы для творчества.

Многие мастера покинули Палех, а оставшиеся занимались реставрацией церквей и храмов. Позже было начато производство расписных деревянных изделий. Однако, своему появлению прославленная лаковая миниатюра, как это часто бывает, обязана случаю. 

В 1922 году художник Иван Голиков увидел в Музее народного искусства лаковую шкатулку из папье-маше из Федоскина. Изделие так вдохновило художника, что он сам решил попробовать сделать нечто подобное. Первая миниатюра была написана Голиковым творёным золотом по чёрному фону на дне фотографической ванночки в бывшей иконописной мастерской Александра Глазунова. Именно этих двух художников и считают родоначальниками палехской лаковой миниатюры. Вскоре в мастерской начали работать и другие художники, а специалисты Музея народного искусства, высоко оценив качество изделий, стали помогать начинающим мастерам. Так, к 1924 году и появились Палехские художественные мастерские, а с ними и новый вид прикладного искусства, в котором до сих пор ощущаются многовековые иконописные традиции.

В девяностолетней истории палехской лаковой миниатюры случались разные периоды. Начало пути было связано с поиском собственного стиля, техническими проблемами, выбором сюжетов.

Взлет — с участием в международных выставках, многочисленными заказами и всеобщим признанием. Даже в страшные годы репрессий, а затем войны, палехские мастера оставались верны своему искусству и сохраняли его всеми силами. В послевоенные времена художники участвовали во многих реставрационных работах по всей стране. В самом же Палехе были открыты училище и мемориальный дом-музей имени Ивана Голикова. Новое открытие и возрождение палехской миниатюры приходится на 1980 годы.

Палехская лаковая миниатюра и сейчас сохраняет статус истинно русского народного искусства. В чём же кроется неповторимость этих сувениров? В первую очередь, это сохранение традиций и высочайший уровень мастерства. Стиль палехской живописи отличается декоративностью, плавностью линий, тонкостью рисунка. Главная особенность – это, безусловно, темный фон, который подчеркивает каждую деталь. Художники обычно используют несколько основных цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, но также добавляют золото, подобно тому, как делали их предки, создавая иконы. На небольшой шкатулке или пудренице подчас разворачиваются сюжеты из классических произведений русской литературы, сказок, былин, стихотворений и песен.

Текст: Елизавета Воробьёва