Глобальные такие перемены я через полторы недели после интенсива ощущаю в трех блоках: занятия с Захаром, его поведение после ушиба/падения и уменьшение количества моих криков.
Со стороны всегда видно не все так и все не так, поэтому я часто слышу и читаю, что у Захара "легкая форма РАС". Я знаю, что с точки зрения психиатрии и того же АВА - так не бывает: нет "легких" и "тяжелых" людей с РАС, есть спектр, в котором у одного ребенка больше выражены эти особенности, у другого - те. Но радость, а, может, беда в том, что человек в этом спектре движется. Поэтому никто мне не гарантирует, что мой "контактный" малыш к 20 годам совсем не" уйдет в себя". Лотерея. А мне не везет в играх.
Но даже если по-простому, - да, я знаю детей с РАС, с которыми намного тяжелее, чем с Захаром. Но то ли я слабак, то ли усталость и нервы ни к черту, но периодически срываюсь. Злюсь на саму себя, но не выдерживаю. Стыдно, знаю. И бестолково.
Так вот, увидев, как реагирует на нежелательное поведение поведенческий специалист, и непосредственно пообщавшись с ней, я перенесла такой формат в нашу жизнь. Где-то, когда Захар кидает игру на пол и при этом, глядя на меня, комментирует "я бросил игру на пол", молчу. Внимания хочешь, реакции? - фигушки, перебьешься. Где-то внимания больше Маше уделю, пока сын позлится, да и выдохнет.
И все бы ничего, да, видно, за день столько пройдет всего, что то, что раньше с криком выходило, теперь со слезами выливается. Ну, магазин внизу не затопим, значит, не смертельно.
Про крики сына во время падений я писала в статье про болевой порог. Явную боль ребенок не замечает, а по мелочи орет белугой. Тоже перестала реакцию давать. Взгляд в сторону, разговор с Машей, голову вбок. Сегодня, даже навернувшись с самокатом вместе, поднялся и тихо, чуть обиженно сказав "я упал", помчался дальше. Дома также, редко когда прибежит, мол, пальчик болит, пофукай. Тише. Реже. Спокойнее.
Ну, и про занятия. Я все голову ломала, как приучить сына не только заниматься в прописях, но и делать поделки, играть в настольные игры. После интенсива дети вдвоем очень хорошо занимаются час (а вчера дождь не дал утром погулять, так мы полтора сидели). Теперь на занятии мы и пишем, и считаем, и в настольные игры (паззлы, лото, мозаика, развивахи всякие) играем, и ножницами пытаемся резать по линиям.
Кстати, Маша по линиям режет так, будто всю жизнь закройщиком была, а Захар, конечно, отстает. Но ничего, тут с горем пополам, но осьминогов смастерили.